Минсельхоз: Татарстан обеспечен собственными продуктами, кроме сыра

12.08.2014, 15:30 , Служба новостей

Татарстан полностью обеспечен собственной сельхозпродукцией и будет работать с торговыми сетями по закупке местных товаров, сообщил журналистам первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов. По его словам, это должно нивелировать негативные последствия эмбарго, объявленного российскими властями. Крупные ритейлеры отмечают, что уже плотно сотрудничают с татарстанскими производителями и заинтересованы в расширении партнерства. Однако местным поставщикам придется подстроиться под их требования по упаковке и срокам поставок, сообщает rt.rbc.ru.

12 августа минсельхоз Татарстана собрал журналистов на брифинг, анонсировав, что он будет посвящен ходу уборочной компании. На деле оказалось, что ведомство решило прояснить продовольственную ситуацию в Татарстане: речь в основном шла о последствиях введения санкций на ввоз продуктов из США и стран ЕС. «Нам придется организовать встречу с торговыми сетями, чтобы, во-первых, особого всплеска цен не было, а во вторых, чтобы склонить (к партнерству), ведь некоторые сети не совсем брали нашу местную продукцию», - сообщил первый замминистра.

Как рассказал Н.Титов, с прошлой пятницы в минсельхозе функционирует рабочая группа по мониторингу всей продукции, на которую наложены санкции. «У нас имеется рейтинг по всем сельскохозяйственным рынкам города и торговым сетям: никаких ажиотажных изменений не произошло и не ожидается. Цены не повысились, а на ряд овощей (картофель, капусту) снизились (из-за сезонного удешевления овощей – РБК-Татарстан)», - сообщил он.

По его данным, доля ввозимой в Татарстан иностранной сельскохозяйственной продукции составляет 1,2%. Из этого объема мясо крупного рогатого скота составляет 2,5%, овощи – 5,8%, мясо птицы – 7,9%, свинина и рыба – 13%, фрукты и ягоды – 14%, сыр – 30%. «Мы не испытываем никакого дефицита, единственное, может быть, твердые сыры», - подытожил замминистра. По его данным, Татарстан обеспечен мясом на 111% (говядиной – на 88%, свининой – на 162%, птицей на 117%), молоком на 119%, яйцом – на 108%, сахаром – на 177%.

Единственный плохой показатель оказался по овощам - республика обеспечена собственными на 56%. «Но это не говорит о том, что мы не в состоянии (этот показатель) увеличить», - поспешил успокоить собравшихся Н. Титов. По его мнению, Росстат неправильно просчитал урожайность овощей, сославшись на мнение самих производителей, встреча с которыми состоялась у министерства накануне: «Они вчера заявили, что готовы полностью обеспечить всю республику».

Торговые сети неактивно продают татарстанское мясо, посетовал чиновник. «Пока завозим очень много яйца, утки, цыплят, суточных цыплят в основном из Нидерландов и Германии, племенного яйца, кормов и кормовых добавок. В торговых сетях сейчас идет реализация мяса процентов 10-12, и как бы то ни было, мы должны эту нишу закрыть», - считает Н. Титов. Он намерен довести эту долю до 100%.

Представители торговых сетей утверждают, что уже активно работают с местными поставщиками и видят потенциал роста этого сотрудничества. "Мы в Казани с 2004 года и уже очень плотно работаем с местными поставщиками, почти во всех сегментах. Конечно, после введения эмбарго сотрудничество станет еще плотнее",- сказала РБК-Татарстан руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям METRO Cash&Carry Оксана Токарева. По ее словам, доля местной продукции на полках татарстанских гипермаркетов "Метро" (их три - два в Казани и один в Набережных Челнах) в разных категориях товаров колеблется от 40 до 80%.

"Безусловно, ситуация с санкциями затронет нас, как и другие торговые сети", - сообщила она. Ритейлер будет искать российские аналоги попавшим под запрет иностранным продуктам, однако есть товары, которые в России не производят вообще. "Например, стейки из говядины - это, как правило, Австралия, Бразилия и Аргентина. Теперь Австралия вычеркивается, значит, будем делать упор на Бразилию и Аргентину", - говорит О. Токарева.

Пресс-секретарь французской продуктовой сети Aushan Мария Курносова рассказала РБК-Татарстан, что ритейлер активно сотрудничает с министерствами сельского хозяйства и продовольствия и с местными поставщиками в каждом городе, где присутствуют их магазины. «Конечно, мы в этом заинтересованы и стараемся увеличить ассортимент наших текущих поставщиков и быстрее заключать договора с новыми», - сообщила она. В целом, по ее словам, после введения ограничений «ничего трагического» не произошло и сильных потерь ассортимента магазины не ощутили. Долю местных поставщиков в татарстанских магазинах М. Курносова не назвала, сославшись на коммерческую тайну, однако дала понять, что она существенно превышает 25%.

«Как показывает практика, ограничения по сотрудничеству исходят от самих производителей. Многие фермеры выращивают, но не знают, как продавать продукцию», - говорит она. В основном эти ограничения связаны не с качеством продукции, а с возможностью ее упаковывать должным образом и регулярно поставлять на прилавки. В этом вопросе должна вмешиваться власть, считает она, например, организовать единый центр закупок продукции у фермеров, чтобы обеспечивать ей магазины в полном объеме и без перебоев.

«У нас не отработано звено мойки и фасовки: мы привыкли уже в торговых сетях видеть красивые упаковки, вымытую морковь и свеклу», - подтверждает ее слова замминистра сельского хозяйства. То же, по его словам, касается и фасовки и упаковки мяса. «Министр поручил организовать выставку местной продукции, и мы ее должны сделать в ближайшее время. Пригласим торговые сети и посмотрим, что мы можем и каковы их желания. На следующий год будем ставить задачу, какую продукцию нам нужно на рынок», - пообещал он.