- Рустам Нургалиевич, одной из первых ваших инициатив в социальной сфере стала программа "Бэлэкэч" ("Малыш") по созданию мест в дошкольных учреждениях. Вы считаете, это поможет решить проблему очередности в детские сады?
- В последние годы в Татарстане, как и в стране в целом, нехватка мест в детских садах является одной из наиболее острых социальных проблем. От ее решения не в последнюю очередь зависит демографическая ситуация и, в частности, рождаемость. Медлить с этим вопросом дальше было уже нельзя. Поэтому в республике была разработана специальная комплексная программа "Бэлэкэч" на 2011 год. Она направлена на создание более одиннадцати тысяч дополнительных мест в дошкольных учреждениях. Прежде всего речь идет о новом строительстве. В рамках проекта планируется построить 29 детских садов, 22 из которых возводятся практически с нуля, капитально отремонтировать и вернуть детям 18 ранее перепрофилированных дошкольных учреждений, а также открыть дополнительные группы в действующих детсадах. Кроме того, программа предусматривает внедрение так называемых вариативных форм дошкольного образования. В частности, речь идет о создании в Татарстане небольших частных детских садов. Эту идею подхватили нефтяники и энергетики республики, которые в рамках частно-государственного партнерства построили два таких дошкольных учреждения на 510 мест - в Нижнекамске и Набережных Челнах.
Есть частные детские сады и в столице республики. Их уже шесть, причем пять размещены на первых этажах жилых домов. Это очень удобно, особенно в наших климатических условиях: не нужно вести в мороз только что проснувшегося ребенка за квартал в детский сад. Мы планируем развивать это направление и впредь.
Кроме того, в рамках программы "Бэлэкэч" мы постарались существенно упростить процедуру постановки на учет, которая вызывала массу нареканий. Для этого была разработана и внедрена автоматизированная информационная система "Электронный детский сад". С 22 марта этого года прием заявлений и зачисление детей в муниципальные дошкольные учреждения в республике осуществляются в режиме онлайн.
- Вы являетесь одним из сторонников семейных детских садов. Почему?
- Сегодня мы наблюдаем потребность не только в больших детских садах. В республике есть малочисленные населенные пункты, где детей дошкольного возраста немного, а учреждения образования вообще отсутствуют. Как быть в такой ситуации?
На мой взгляд, в данном случае семейный детский сад - одно из наиболее оптимальных решений проблемы. Особенно когда речь идет о детях-инвалидах, нуждающихся в индивидуальном подходе. Это убедительно доказывает опыт Заинска, где вот уже третий год работает такая группа для малышей с ограниченными физическими возможностями.
Создавая семейные детские сады, мы решаем и другую немаловажную проблему - трудоустройство многодетных родителей. Всего же в настоящее время в республике действует 26 семейных детских садов, которые являются структурными подразделениями дошкольных учреждений. В общей сложности их посещают около ста детей.
- А какие перспективы у программы социальной ипотеки? Ходят слухи, что этот уникальный проект себя исчерпал и может быть переориентирован на строительство коммерческого жилья...
- Количество желающих участвовать в программе социальной ипотеки с каждым годом растет. Только в Казани постановки в очередь ожидают более тысячи семей. В такой ситуации свернуть и завершить строительство доступного жилья было бы безответственным шагом.
Стартовавшая несколько лет назад программа социальной ипотеки рассчитана на долгосрочную перспективу до 2020 года. Начиная с 2005 года в новые благоустроенные квартиры переселено свыше 60 тысяч семей.
Большинство граждан, желающих участвовать в проекте, - это жители крупных городов Татарстана. Поэтому в ближайшие годы основной объем строительства домов по программе социальной ипотеки запланирован в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Елабуге. С этого года мы начнем осваивать под строительство новые территории: в Казани это поселок Юдино, Заречье, в Набережных Челнах - Замелекесье, Прибрежный и другие.
Вместе с тем не исключено, что концепция деятельности Госжилфонда - оператора проекта - претерпит некоторые изменения. В частности, предполагается, что, кроме строительства домов, по программе социальной ипотеки он станет возводить жилье экономкласса для свободной реализации на рынке. Планируем, что цена на него будет ниже рыночной, а приобрести такие квартиры люди смогут в рассрочку.
- Что ожидает жителей аварийных домов?
- По данным статистики, на 1 января 2010 года в республике признаны аварийными 1157 многоквартирных домов, площадь расселения составляет 319 тысяч квадратных метров. В этом году в рамках Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" на территории Татарстана реализуется адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Общий объем финансирования составляет 1 миллиард 103 миллиона рублей, в том числе 410,7 миллиона рублей - это средства регионального бюджета. Планируется переселить более трех тысяч граждан, проживающих в 153 многоквартирных домах.
В этом году в реализации республиканского проекта участвует 31 муниципальное образование Татарстана. На начальном этапе у многих районов возникли трудности, связанные с предоставлением гражданам дополнительных квадратных метров. Но в настоящее время в большинстве случаев эти проблемы уже решены. В шестнадцати районах средства на предоставление дополнительных квадратных метров на сумму 54,57 миллиона рублей предусмотрены в местных бюджетах. В других муниципальных образованиях программа будет осуществляться без дополнительного финансирования.
Исполнительный комитет Казани обратился с просьбой отложить переселение жильцов из аварийного жилья до следующего года. Поэтому в ближайшее время республиканская программа будет скорректирована.
- Татарстан объявлен регионом, где капитальный ремонт жилья проводится в новых условиях: с участием созданного регионального фонда. Как продвигается этот пилотный проект?
- Напомню, что по предложению Фонда содействия реформированию ЖКХ мы сумели выполнить четырехлетнюю программу капитального ремонта многоквартирных домов за два года вместо предусмотренных четырех. Несмотря на последствия мирового финансового кризиса, работа продолжалась весь 2009 год. При этом мы сумели обеспечить софинансирование проекта из консолидированного бюджета республики на уровне, равном объемам федеральных субсидий. За два года на капитальный ремонт в регионе было потрачено около пятнадцати миллиардов рублей.
Но успокаиваться на этом было нельзя, ведь в Татарстане еще оставался недоремонт жилья. Совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ было принято решение о том, что Татарстан в пилотном режиме в течение пяти-семи лет продолжит программу в новых условиях и выйдет на нормативные сроки проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
В этом году в рамках пилотного проекта мы планируем привести в порядок 999 многоквартирных домов. Общий объем финансирования составляет 4,3 миллиарда рублей. Интерес к проекту колоссальный. Не нужно забывать о том, что только в Татарстане в капитальном ремонте все еще нуждаются около семи тысяч многоквартирных домов. Мы обещали людям завершить программу и сделаем для этого все, что от нас зависит. Убежден, что деятельность федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ должна быть продолжена.
- Не секрет, что нередко капитальный ремонт становится настоящим стихийным бедствием для жильцов. В этом году в Казани, например, из-за того, что подрядчики не учли погодных условий, замена кровли обернулась потопом для собственников более 80 квартир. Что предпринимается в республике для того, чтобы улучшить качество капремонта?
- За несколько лет работы в этом направлении республика накопила большой опыт. У нас каждый год утверждается регламент проведения отбора подрядных организаций для участия в капремонте. Государственная жилищная инспекция Татарстана ведет реестр недобросовестных подрядчиков. Компании, оказавшиеся в этом списке, автоматически лишаются права участвовать в реализации проекта. Их заявки даже не принимаются.
Для того чтобы получить заказ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, подрядчики должны соответствовать нескольким условиям. В частности, они в обязательном порядке должны состоять в саморегулируемой строительной организации (СРО). Почему это так важно? Членство в СРО предполагает уплату вступительных взносов и взносов в Компенсационный фонд. В случае если подрядчик некачественно выполнил капремонт, данные средства используются для возмещения нанесенного ущерба.
Но, к сожалению, каждый год находится несколько нерадивых подрядчиков, которые не просто доставляют неудобства жильцам домов, где они проводят работы, но и в целом подрывают доверие к этому, на мой взгляд, самому важному социальному проекту последних лет. И это, увы, неизбежно. Но должен отметить, что каждый год количество таких инцидентов уменьшается.
- Рустам Нургалиевич, в последние годы в стране много внимания уделяется вопросам улучшения качества медицинской помощи и современному оснащению клиник. Однако известно, что нередко оборудование в рамках национального проекта "Здоровье" закупалось по завышенным ценам. Какова ситуация в Татарстане?
- Я всегда ставил задачу быть более конкурентными. Это касается всех отраслей, медицина не исключение. Мы начали покупать компьютерные томографы за счет своих средств в 2008 году для первых трех межмуниципальных сосудистых центров. Именно тогда был создан прецедент снижения цены на компьютерные томографы.
Дело в том, что у минздрава республики хватало средств на приобретение лишь двух томографов, тогда как купить необходимо было три. Пришлось договариваться с производителями этой медицинской техники напрямую. В результате удалось существенно снизить цену. Оборудование было поставлено в срок и в заявленной комплектации. Говоря о прозрачности, хотел бы отметить, что в Татарстане с 1997 года организованы закупки товаров для государственных или муниципальных нужд с использованием электронной торговой площадки.
Все параметры закупленного оборудования размещаются на соответствующем сайте, поэтому производители имеют возможность предложить товар по более низкой цене, сделав официальное предложение. Подтверждением этому являются официальные обращения от всех ведущих мировых производителей дорогостоящего медицинского оборудования с указанием его цены, поступающие в том числе и на мое имя.
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ многое изменил в области госзакупок. Порядка в этом вопросе стало больше. Однако время вносит свои коррективы. На мой взгляд, сегодня назрела необходимость внести соответствующие изменения и в действующее законодательство. В частности, исключить возможность злоупотреблений и рейдерства при реализации социально значимых государственных проектов.