Мы прогулялись с итальянским архитектором, дизайнером Джанни Россо по центру Казани, и узнали, чем уникальна архитектура Казани, что нужно сделать для увеличения потока туристов, и какие способы можно применить властям, чтобы заинтересовать инвесторов вкладывать деньги в реконструкцию исторических зданий.
Первое внимание Джанни Россо привлекло здание Казанского цирка, больше напоминающего летающую тарелку.
- Оно явно было спроектировано больше для функционального значения, чем для эстетики, - считает Джанни Россо. - Я бы все-таки сделал бы цирк более “легким”. Вы помните цирк с детства? Его всегда представляют в виде шатра, со скатами и шпилем посередине.
В центре Казани итальянец отметил для себя множественное смешение стилей на зданиях. Например, на здании Национального музея он увидел черты итальянской и французской архитектуры.
- Это слияние особенно характерно в России, - поделился Джанни Россо. - Обратите внимание на капители, второй этаж - это типичная Италия. В то же время мы можем увидеть на фасаде лица - черты французского стиля.
Рядом стоящее здание городской думы тоже оказалось с отголоском французской архитектуры.
- Если посмотрите над окнами, сверху вы увидите лицо. Это относится к французской архитектуре, потому что в Италии больше использовались бы цветы, либо пейзаж, а лица они не изображались. Это можно назвать неоклассическим стилем - смешение разных стилей: фон один, фасад другой…
Но не все здания Россо смог определить по полочкам. Так лепнина в виде посоха с крыльями и змеями на здании Министерства образования и науки РТ привела нашего эксперта в замешательство.
- Прошу прощения, но мне трудно отнести это здание к какому-либо стилю. Это скорее русский стиль – смешение разных направлений. Эта лепнина здесь явно не просто так, какая-то логика здесь изначально была, и эти изображения что-то значат. Но отнести их к стилистическим направлениям в архитектуре я не могу. Во всяком случае надо изучать историю этого здания.
При этом, Джанни Россо не совсем понимает, почему власти города активно развивают улицу Баумана, но значительная часть туристов даже не подозревает о ценности улицы Кремлевской.
- Улица Кремлевская, с архитектурной точки зрения, гораздо богаче и красивей Баумана, однако это не такая многолюдная улица. Получается, что многие люди и не заглянут сюда и не увидят всех этих красивых зданий. Здесь стоит подумать, как изменить ситуацию, чтобы привлечь больше народу к этой улице, которая, на мой взгляд, самая красивая в Казани.
Основная проблема, по его мнению - это реставрация исторических зданий ради реставрации.
- Конечно историческое наследие необходимо сохранить, но не забывая о том, что мы в 21 веке. Иногда считают, что фундаментальное историческое здание нужно сохранить в первозданном виде. Но нужно не забывать, что после реконструкции они должны стоять не ради самих себя. Посмотрите на Александровский пассаж! Отреставрированное здание такого рода, в центре такого города как Казань и не несет никакой функции - это удивительно! Многие ли люди знают о нем?
При этом, такой подход может серьезно навредить городу, считает итальянец. Он предположил, что большой квартал на Рахматуллина, от которого отказался инвестор, пострадал именно из-за подобной политики.
- Если бы все эти здания были воссозданы в первозданном виде, вы бы на них посмотрели один раз, сказали “Ну да, интересно, раньше было так”, второй раз увидели бы, а на третий даже не посмотрели. Повторится та же ситуация, что и на Кремлевской. Поэтому надо понять, какие у нас требования, вкусы 21 века и попытаться воссоединить эти две вещи, то есть сохранить исторические здания и дать им надлежащее будущее. То есть определить, как потом они будут использоваться?
Джанни Россо даже предложил свое видение, как можно отреставрировать квартал, чтобы привлечь к нему больше внимания.
- Потенциал этого квартала очень большой. Но если его отреставрировать так, как он есть, интереса к нему просто не будет. Вполне вероятно, что инвесторы поэтому и не хотят вкладываться подобный в проект. Я в таких вопросах немного экстремист. Например, фасад самого большого здания я оставил бы таким же, а то, чего не хватает, сделал бы из стали и стекла, вместе с крышей. Добавил бы новые пассажи, мостики, стеклянные переходы - что-то, что символически соединяло бы прошлое и будущее. Опять-таки, дал зданию функционал. И тогда людям хотелось бы проводить там время, а не просто посмотреть и уйти. Наверное, в этом случае критика в мой адрес была бы огромной. Но я стою на своем: иногда надо экспериментировать и не бояться рисковать. Во всяком случае всем не угодишь, всегда будет тот, кому что-то не понравится.
Пешеходную улицу Баумана архитектору хотелось бы немного дополнить, если вспомнить о ее подземной части.
- Ее ценность еще более возросла, если бы подземную часть начали использовать как музей, выставочный зал или в качестве места для проведения концертов. Тем более скоро зима, и людям все больше захочется проводить время под крышей. На самой улице можно было бы разместить какие-либо таблички, что давало бы больше информации об истории улицы, зданиях, которые находятся здесь, чтобы дать понимание, где мы находимся. Улица в таком случае не выглядела бы таким местом, где можно просто что-то купить, а давала картину о назначении этого места в городе.
Несмотря на все это, по мнению итальянца, Казань, несмотря на свой возраст, имеет тенденции к развитию.
- Мне нравится, какой это молодой город, есть простор для развития. Хочется привить здесь что-то новое с архитектурной точки зрения. Я считаю, что в архитектуре сейчас уже ничего нового не придумаешь, но слияние различных культур приводит к эволюции.