Казанский таксидермист рассказал,почему он не жалеет животных для создания чучел

16.01.2013, 08:01 , Служба новостей

Евгений Прохоров - профессиональный таксидермист. Около 40 лет он занимается изготовлением чучел животных. За это время он стал таким асом, что может по глазам определить, какому животному они принадлежат. Кстати, глаза Евгений также изготавливает сам или иногда закупает в специальных магазинах.

Таксидермист с максимальной точностью воспроизводит глаза каждого вида.

Большинство животных, из которых Евгений сделал чучела, имеют свою зачастую печальную историю. Многие из них не просто были специально добыты им на охоте, а стали жертвами обстоятельств.

Например, в музее Волжско-Камского заповедника есть мохноногий сычик, который был найден замерзшим зимой 2010 года, сова, разбившаяся у здания мехмата, орлан-белохвост, найденный на дамбе в Ульяновской области, краснозобая казарка с Оби, отобранная у браконьеров. Многих животных и птиц приносят охотники или сотрудники самого заповедника.

Эта рысь питалась на помойке в Атабаево картофельными очистками, из-за чего ее кишечник не выдержал и она погибла.

Эта цапля была найдена замерзшей рано весной.

- Подобные выставки дают возможность людям воочию увидеть и разглядеть наших обитателей, - говорит Евгений Прохоров, - ведь в телепередачах они мелькают на экране или слишком быстро, или слишком далеко, поэтому я считаю, что они очень полезны и говорить о том, что их жалко, не приходится. А в Европе, например, все помешаны на защите животных, там вы не найдете таких музеев, в них выставлены только фотографии или макеты.


Делает Евгений Прохоров и экспонаты рыб. Но если чучела животных и птиц могут храниться более 200 лет, то рыбьи чучела менее долговечны и сохраняются лет 50. Разрушает экспонаты не только время, но и, например, кожееды, поэтому экспозиция со временем требует реставрации и обновления.

Увлечение делать чучела животных в жизнь Евгения Прохорова вошло постепенно. Еще когда он был подростком и учился в 9 классе, муж двоюродной сестры добыл на охоте белку. Юноша загорелся идеей сделать из нее экспонат и, следуя исключительно своей интуиции, создал первое чучело. Долгое время оно было гордостью и украшением дома, хотя, конечно, было далеко неидеальным.

Познание окружающего мира молодой человек продолжил, став студентом кафедры охраны природы Казанского университета. Там он окончательно понял, что хочет научиться профессионально делать чучела и отправился на курсы в зоологический музей Ленинграда. Обучение заняло всего месяц, и, вернувшись, Евгений стал совмещать учебу с работой в зоологическом музее университета.

- Когда меня учили, то постоянно повторяли, что для того, чтобы научиться делать хорошие чучела, нужно делать по одному экспонату каждый день, - вспоминает Евгений. - В принципе так и было, когда я был сотрудником музея университета.

По словам Евгения, быть таксидермистом сейчас и в советское время большая разница. Современные специалисты изготавливают чучела, используя заготовки-формы, которые свободно можно найти в продаже. Остается только надеть на нее шкуру животного.

Раньше все было гораздо кропотливее.Если чучело делалось скульптурным методом, то сначала лепили глиняную фигурку, потом на ней делался гипсовый каркас, после чего изготовляли корпус из папье-маше и уже на него натягивали шкуру. Можно было воспользоваться методом накрутки, когда каркас для чучела создается из проволоки, с помощью которой к нему же для создания формы крепятся пучки соломы или опилок. Существовал также метод набивки, когда шкурку наполняли тонкой стружкой, предварительно смоченной и смятой до мелких кусочков.

Сначала таксидермист аккуратно снимает шкуру. Затем мездрит ее, то есть чистит от жира, при необходимости срезая лишнее, если она слишком толстая. После чего шкурку стирают с порошком, поскольку в естественных условиях она накапливает в себе много грязи. Наконец шкурку выделывают, то есть разбивают или разминают и обрабатывают от паразитов. Многие годы для этого использовали мышьяк, поэтому к чучелам нельзя было прикасаться – они были ядовиты. Сейчас для этого используют более безопасное вещество – раствор буры, в котором выдерживают шкуру 6 часов. Наконец ее высушивают и набивают или одевают на манекен.

- На заключительном этапе нужно сделать бандаж – закрепить лапки, перышки крыльев, голову, чтобы ничего не висело, - объясняет Евгений, - и раскрасить поблекшие части. Сейчас в этом плане опять же легче – появились акриловые краски, раньше все делалось масляными.

В целом на изготовление одного чучела уходит около месяца. Но в то же время постепенность этапов дает возможность делать несколько чучел одновременно. Сколько чучел за свою жизнь сделал Евгений Прохоров, он подсчитать не может, но благодаря его работе значительно пополнилась коллекция зоологического музея КФУ и создан музей Волжско-Камского заповедника.