- Как вы себя называете: «ромы», «синти», «кале?»
- Название идет от территориального положения. Мы, проживающие на территории России, называем себя "русско-рома". По ошибке многие цыгане приписывают себе римское происхождение - по аналогии с английским Roma — Рим. Но я, как и многие этнографы, считаю, что мы наши корни берут начало в Индии.
- Сейчас поблизости с Казанью можно встретить табор?
- Нет, такого давно уже нет. Есть этническая община в Свияжске, отличная от казанской, но они тоже не кочевые. Цыган в кибитках посреди поля вы не встретите. Даже лошадей сейчас никто не держит.
На фото: Венера Ферарь одна из хранительниц цыганских традиций, солистка ансамбля цыганского танца "Авэн Ромалэ"
- Бароны есть и сейчас?
- В цыганской общине царит демократия: все равны и действуют по закону совести. Но у нас очень почитается старшее поколение, поэтому до сих пор есть бароны — наши старейшины, к которым можно прийти за советом. Я сам восхищаюсь Николаем Сличенко, художественным руководителем московского музыкально-драматического цыганского театра, считаю его одним из мудрейших людей.
- Такие редкие и порой забавные имена как Царь или Фараон — это привычное дело или сейчас уже устарело?
- В советское время нельзя было регистрировать паспорта с именами, не входящими в список регламентированных. Есть, конечно, семьи, которые называют своих детей интересными именами - чаще всего я встречаю Графов, но это не так принципиально.
- То есть таких колоритных цыган, как в сериале «Кармелита», казанцы не встретят?
- Как и все фильмы «Кармелита» гиперутрированнный. Бесспорно, у нас много колоритных семей, которые соблюдают традиции, но есть и более "обрусевшие" цыгане. Они живут в таких же домах и квартирах, ездят на таких же автомобилях, выбирают такие же професии, что и другие горожане.
- Получается, что сейчас "цыгане" - это не так романтично, как у Пушкина?
- Да, стало намного меньше этого особого духа. Сейчас даже коней никто не ворует, а это же по-доброму, романтично, не то что продажа наркотиков.
- Вы бы украли коня?
- Да, я бы легко!
- А верхом ездить умеете и на гитаре играть?
- Верхом - конечно! Даже говорю, что машины нет, потому что на коне разъезжаю. А на гитаре играть - не очень...
- Ваша семья соблюдает традиции?
- Не совсем. Романские законы связаны с моралью, мы чтим великодушие и благородство. Но есть как хорошие, так и плохие традиции, не все они применимы.
- Вам нравится традиция с выбором невесты еще в детстве?
- Да, очень нравится. Это правильно: родители знакомятся, воспитывают детей и к женитьбе уже хорошо знают друг друга. Меньше сложностей. Да и невесту достойную так проще воспитать.
- У каждого народа есть своя кухня, какая она может быть у кочевого народа?
- Из ежедневного — картошка с овощами или супы. К примеру, борщ, щи с обилием специй (наверно, это отголоски индийского происхождения). А из деликатесов — жаренный еж, я сам никогда не пробовал, но, говорят, вкусно.
- О цыганах в обществе сложилось негативное впечатление. Как вы думаете, почему?
- Есть плохие и есть хорошие цыгане. Кочевникам очень сложно приспосабливаться к оседлому образу жизни. От неспособности зарабатывать другими способами, многие начинали воровать. Я их не оправдываю, но хочу сказать, что не все такие. Есть и другие, которые научились жить в стабильной системе, — среди цыган много артистов, инженеров, журналистов.
- Цыганская диаспора в Казани проводит какие-то праздники?
- Диаспора в Казани не такая большая, за праздниками нужно ездить в Екатеринбург, Петербург, а лучше - в город Сорока в Молдавии, это столица цыган Восточной Европы. Но каких-то специальных мероприятий не проводим - молодежь работает, старики тоже заняты. Даже праздник сегодняшний не празднуем, куда важнее для нас Рождество и Пасха.