Участники "Круглого стола":
Дмитрий Данилаев, начальник отдела содействия трудоустройству выпускников и занятости студентов КНИТУ-КАИ | Ольга Агишева, | Ильсия Ахметзянова, и.о. начальника отдела развития активных форм занятости Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ | Лилия Алеева, маркетолог IT-парка Казани |
Татьяна Ершова, | Тимерхан Алишев, начальник Управления профессионального образования Министерства образования и науки РТ | Гузель Камалова, руководитель отдела рекрутмента кадрового холдинга "АНКОР" |
Яна Гоник, консультант кадрового холдинга "АНКОР"
Людмила Дубовая - модератор, корреспондент портала ProKazan.ru
Отгремела пора выпускных в школах и вузах. Через несколько недель на рынке труда начнется очередной сезонный ажиотаж — тысячи молодых дипломированных специалистов бросятся искать работу. Тем временем, учащиеся вузов предпочитают вообще о работе заранее не задумываться...
"О безработице среди выпускников говорить рано"
Людмила Дубовая: Что можно сказать о текущей ситуации с трудоустройством выпускников в Казани и республике в целом?
Тимерхан Алишев: Риск нетрудоустройства выпускников, согласно исследованиям Минобрнауки РТ, минимален. Если говорить об общих тенденциях, то ежегодно трудоустраиваются 80-90 процентов выпускников.
Ильсия Ахметзянова: Говорить о безработице среди выпускников не стоит. В центры занятости обращается лишь небольшая часть выпускников, в основном это учащиеся коммерческих вузов.
Мария Гинсбург: Многие выпускники не работают по специальности, выбирая профессии, где не требуется полученное ими узкоспециализированное образование.
Тимерхан Алишев: Дело в том, что, получив диплом престижного казанского вуза, обращаться за помощью в центры занятости уже становится "стыдно".
"Инженеры мигрируют в сферу продаж, а педагоги — в смежные профессии"
Людмила Дубовая: Почему, на ваш взгляд, вчерашние студенты не идут работать по специальности?
Дмитрий Данилаев: Многие не идут работать по своей профессии из-за низкой зарплаты, которую предлагают местные работодатели. К тому же, работать выпускнику по специальности - это большая ответственность. Например, некоторые выпускники КАИ рассуждают так: "Зачем я буду заниматься авиастроением, где любая ошибка может стоить сотней жизней, если можно пойти менеджером по продажам, где я получу те же деньги за меньшую ответственность?"
Тимерхан Алишев: Такая ситуация характерна не только для технологических и технических специальностей. Например, педагоги часто готовы получать меньшую зарплату, если им не будут увеличивать нагрузку.
Татьяна Ершова: В школы приходят лишь половина выпускников педагогических факультетов. Все остальные трудоустраиваются не в школы — например, молодые учителя математики, физики, информатики, а также иностранных языков могут найти работу в других отраслях. Поэтому в школах высокая текучесть кадров и острая нехватка учителей. Найти подходящую работу в любой регионе страны эти специалисты могут на сайтах вакансий. Так, предложения работы в Павловском посаде включают как вакансии с опытом работы, так и без.
Кроме этого, сейчас Минобрнауки проводит программу грантовой поддержки лучших учителей и директоров школы. Например, грант "Наш новый учитель" для выпускников предполагает доплату в 7,5 тысяч рублей. Учителям, которые пишут диссертацию, могут предоставить 60 тысяч рублей на завершение исследования. Но пока заявок на гранты не так много.
"Гуманитариев много, рабочих мест - мало"
Людмила Дубовая: В каких сферах занятости в Татарстане наблюдается кадровый дефицит? Кто более востребован на рынке труда?
Дмитрий Данилаев: Нехватка квалифицированных кадров наблюдается на производстве. Технические специалисты востребованы, если у них высокий уровень знаний. А таких немного.
Лилия Алеева: IT-сфера растет и развивается, и она нуждается в постоянном притоке новых специалистов.
Ольга Агишева: У технарей больше выбора — они могут работать как по своей специальности, так и в смежных профессиях.
Тимерхан Алишев: Наоборот, думаю, что людям с техническим образованием сложнее устроиться - они менее мобильны, менее коммуникативны. Выпускники гуманитарных специальностей, конечно, не смогут работать в сугубо технической сфере, но у них больше выбора в разных сферах. Правда, "гуманитариев" выпускается в последние годы больше, чем технарей, а рабочих мест для них не хватает.
"Чем беднее опыт - тем меньше цена работника"
Людмила Дубовая: На какую зарплату в среднем может рассчитывать выпускник без опыта?
Дмитрий Данилаев: Естественно, цена специалиста зависит от сферы деятельности. Но и не только. Работодатели предлагают казанским выпускникам работу с зарплатой от 8 до 35 тысяч. Конечно, чем выше заработная плата — тем выше требования к специалисту.
Ольга Агишева: Приведу пример из опыта. Специалист по информационной безопасности может претендовать на 25-30 тысяч, а выпускник специальности "Технология машиностроения" — на 8-15 тысяч в среднем.
Татьяна Ершова: Молодой специалист в школе около 12-15 тысяч максимум.
Ольга Агишева: Зато менеджер по продажам получает от 20 тысяч и выше, поэтому многие и выбирают эту профессию. Вот как обстоят дела в реальности.
"В профессионалы б я пошел, пусть меня научат!"
Людмила Дубовая: Какие требования чаще всего выдвигают компании к молодым специалистам? Обязателен ли опыт работы для выпускников, желающих получить работу?
Яна Гоник: Бывает, что и западные, и российские компании ищут специалиста с набором определенных личностных качеств, без опыта работы. Но основное требование, которое все чаще выдвигают компании — знание иностранного языка. Это касается и так называемых "гуманитарных" специальностей, и технических.
Гузель Камалова: Как местные, так и западные компании, у которых есть представительства в Татарстане, периодически набирают стажеров из числа студентов и выпускников. Для этого нужно пройти конкурс — но от такого шанса не стоит отказываться, ведь эта строчка в резюме потом облегчит поиск работы. К тому же, есть вероятность, что после прохождения стажировки компания возьмет молодого специалиста на штатную должность.
Лилия Алеева: Со студентами нужно работать, мотивировать их на развитие. Например, ИТ-парк регулярно организует экскурсии для школьников. Важно рассказывать ученикам и их родителям о перспективах той или иной отрасли.
Дмитрий Данилаев: Важно, чтобы с работодателями сотрудничали вузы — студенты должны проходить серьезную практику по своей специальности уже с первых курсов.
"Выпускникам надо снизить "планку"
Людмила Дубовая: Почему все-таки выпускникам сложно устроиться на работу?
Гузель Камалова: Свою роль играют высокие притязания выпускников. Они настроены получать зарплату, которую выплачивают специалистам с опытом. Как правило, завышенное мнение о своих способностях наблюдается у "краснодипломников". На поверку уровень теоретических знаний и практических навыков оказывается очень низким.
Ольга Агишева: Так происходит потому, что телевидение, фильмы, реклама прививает завышенное самомнение молодому поколению. Им внушают, что они достойны большего. Поэтому те уже не согласны работать за стандартный оклад.
Дмитрий Данилаев: О зарплате нужно задумываться заранее — на третьем, четвертом курсе. Но не раньше — сейчас все меняется с космической скоростью. Поэтому нет смысла советовать поступающим в вузы выбирать высокооплачиваемые профессии — все может измениться за 5 лет. А вот у студентов уже есть выбор — нужно пробовать, искать, а найдя нужный вариант работы, "подтягивать" свои знания и умения под свою цель.
"Работа во время учебы и знание иностранного еще никому не навредили"
Людмила Дубовая: Что еще вы бы порекомендовали сегодняшним студентам для повышения своей стоимости на рынке труда?
Гузель Камалова: Знание английского языка никогда не помешает.
Ильсия Ахметзянова: Выпускникам нужно снизить свои требования по зарплате — и быть готовыми первые несколько лет работать больше на опыт и стаж.
Ольга Агишева: Необходимо создание привлекательного облика работы на производстве. Кроме того, нужен своеобразный ликбез по отдельным специальностям — для этого нужно изучать круг обязанностей разный профессий выбранной сферы.
Лилия Алеева: Работать важно не только со студентами, но и со школьниками, а также с их родителями - помогать им видеть реальную ситуацию и больше внимания обращать на перспективность разных специальностей. Ведь часто решение о выборе профессии школьника принимают именно родители.