Казанские врачи "собрали" своего коллегу по частям

02.05.2013, 11:30 , Служба новостей

"Я бы и сам не поверил, что после такого можно выжить!"

Ильгиз Хафизов, главный санитарный врач Дрожжановского района, и не подозревал, что неожиданно сам окажется на больничной койке: три года назад его привезли в "неотложку" Республиканской клинической больницы с тяжелыми травмами. Многие врачи сказали бы, что они несовместимы с жизнью. Но в Казани нашлись специалисты, которые совершили настоящее чудо.

Ильгиз много лет занимается хоккеем, это еще одна страсть его жизни после медицины. В тот злополучный день он ехал на матч с друзьями, с которыми вместе пришел в хоккей. Доли секунды, мелькнувшая дорога, которая вдруг пропала из виду, темнота и провал в памяти: водитель, обгоняя, выехал на "встречку" и попал прямиком под КАМАЗ.

Очнулся врач в реанимации. Сначала долго не мог поверить, что жив. Потом стало страшно, что навсегда останется инвалидом. И тогда же ему предстояло узнать, что своих двух товарищей он больше никогда не увидит...

Волей судьбы доктор-хоккеист попал в РКБ. В "неотложку" доставили человека, на котором "не было живого места". Там его буквально собрали по частям. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на руки пациента: от швов остались яркие рубцы.

- А ведь мог бы стать инвалидом, - не перестает поражаться доктор исцелению и мастерству своих коллег. - Даже я, врач, раньше не поверил бы, что можно выжить после такого! Сейчас снова в хоккей играю, машину вожу, как будто и не было той ужасной аварии! После нее, кстати, я больше двух месяцев ничего не помнил...

Ильгиз пережил десятки операций. У него были множественные переломы и глубокие раны. Врачи сшивали ему по клеточкам нервы и мышцы, с помощью специального аппарата сращивали кости. Когда самое тяжелое было позади, возникла проблема с левой рукой:

- Она висела, как плеть: не двигалась, не ощущала ни боли, ни холода. Помню, после операции на нервах как однажды в палату вошел врач и сказал: "Пошевели-ка рукой". Я подумал, что он шутит. И сам удивился тому, что могу это сделать.

Чтобы конечность начала чувствовать, пациенту делают... "липосакцию"

Каждый день в травмцентр РКБ привозят людей, покалеченных в авариях, на производстве, а после операций они возвращаются к полноценной жизни. Для хирургов такие чудеса - обыденность: они уже несколько лет "пришивают" руки, ноги, пальцы пациентам. Оказывается, в Казани используют технологии, которых нет нигде в мире.



Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Оказывается, только у нас, в Казани, используют технологии, которых нет нигде в мире. Даже в самых передовых странах. Речь идет о стволовых клетках, клеточных технологиях, о которых сейчас говорит весь мир.

- Гораздо эффективнее пересаживать пациенту ткани и клетки не чужого человека, а свои собственные (так делают во всем мире уже несколько десятилетий), - рассказывает Равиль Хабибьянов, заведующий научно-исследовательским отделом. - Например, если на руке повредился нерв, то можно пересадить кусочек нерва с ноги с определенного участка. Нога при этом не парализуется, просто этот небольшой участок потеряет чувствительность, зато рука снова начнет двигаться. Кстати, к нам привозили людей, у которых конечности не двигались несколько лет после операции, сейчас они вернулись к полноценной жизни.

Клеточные технологии при этом помогают восстанавливаться после операции. Для сравнения: если при стандартной операции конечность начинает двигаться чувствовать через полгода, а иногда и несколько лет, то у нас может и через 3-14 дней. Разработкой и внедрением новых технологий уже много лет занимается заведующий отделением травматологии и основоположник микрохирургии в Поволжье Андрей Богов. Гордость всего института травмцентра - уже более 70 пациентов, которые смогли начать новую жизнь после травм.

- Сначала мы проводим "стандартную" операцию: делаем пациенту "липосакцию", подкожный жир отвозят в лабораторию, там из него выделяют клеточный концентрат, - объясняет микрохирург Руслан Масгутов. - А потом вкалываем эти клетки в поврежденный орган нерв, и восстановление проходит в разы быстрее. Эти технологии мы использовали и в случае с Ильгизом.

Палец с ноги пересадили на руку, а для восстановления откушенного носа взяли ткани с уха

Бывают и случаи "полегче", но не менее удивительные. Валентина лишилась большого пальца руки на заводе, и она не могла полноценно работать и обслуживать себя. Решено было пересадить ей на руку большой палец с ноги, ведь он не несет такие важные функции, как большой палец на руке:

- Конечно, сначала палец выглядел некрасиво, зато быстро начал "слушаться" ее, - вспоминает историю Михаил Малеев, начальник патентного отдела института травматологии, - а после серии косметических операций он стал выглядеть адекватно. В итоге пациентка подарила нам пано, вышитое ей вручную, как на швейной машинке!

16-летней Айгуль (имя изменено — примечание автора) на улице собака откусила нос. На помощь пришли новые технологии: ткани пересадили с уха девочки. Это так называемая кожная пластика. Теперь она выглядит почти так же, как раньше.



Бывают случаи, необычные и для самих врачей:

- На днях к нам привезли сварщика, у которого не двигалась рука, - рассказывает специалист отделения микрохирургии Руслан Масгутов. - Оказалось, во время работы миллиметровый осколок металла "просверлил" ему нерв.

...Совсем скоро казанцы на дачах возьмут в руки бензопилы или начнут покрывать крышу профнастилом, а падая, хвататься за острые края. Это значит, что врачей ждет новый "сезон травм". К слову, операции по "пришиванию" пальцев длятся в Казани по 6-8 часов.