С чем связана низкая окупаемость российских кинолент?
Насколько качественно ведется подготовка российских кинорежиссеров? С чем связан большой разрыв между кино качественным и фестивальным? Почему российским кинолентам трудно попасть в кинотеатры? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, газета "Pro Город" и портал ProKazan.ru провели Круглый стол "Проблемы отечественного кинематографа". Часть вторая.
Эксперты:
Михаил Михайлов, декан факультета кино и телевидения КГУКИ, Генеральный директор ОАО "Казанская киностудия".
Ильдар Ягафаров, владелец казанской киностудии "Я-продакшн", режиссер.
Александр Ишимов — руководитель кинотеатра "Мир".
Лидия Осокина — киновед.
Лилия Кадырова — пресс-секретарь "ТАТАРКИНО".
Иван Скрябин — корреспондент газеты "Pro Город", ведущий проекта.
Место проведения Круглого стола — Национальная библиотека Татарстана.
Хороший сценарий можно купить за 15-20 тысяч долларов
Иван Скрябин: Насколько остро стоит проблема качества сценариев?
Лидия Осокина: В киноведческой среде стало принято говорить о том, что сценариев нет. Меньше тех, кто говорит что сценарии есть - нужно их просто искать. Эта проблема была всегда. Для того, чтобы ее решать необходимо устраивать конкурсы сценаристов, публиковать их на страницах каких-то журналов, чтобы люди, производящие продукт выходили на тех, кто имеет возможность поддержать их. На мой взгляд, настоящее искусство не может быть максимально публичным. Продюсеры не хотят рисковать, не доверяют художнику и тотально контролируют процесс съемок.
Ильдар Ягафаров: Момент, когда человек пишет сценарий у нас никак не учитывается, а ведь это фундамент фильма. Многие сценаристы пишут в стол и лишь некоторым везет: их проекты берут. Здесь должно быть материальное стимулирование — человек должен прекрасно понимать за что он пишет, потому что хороший полнометражный сценарий стоит минимум 15-20 тысяч долларов.
Иван Скрябин: Как обстоят дела с подготовкой режиссеров в Казани?
Михаил Михайлов: Сейчас в стране три вуза, которые готовят кинематографистов: Москва, Санкт-Петербург и Казань. Талантливых ребят у нас очень много, студенты предлагают настолько интересные работы — просто диву даюсь. Я как-то делал анкету, направленную на то, чтобы выяснить кем студенты-старшекурсники видят себя в будущем, где хотят жить и работать: из ста человек 98 написали, что будут работать за рубежом, только двое решили остаться в России. Это амбиции, но которые заставляют задуматься.
"На утренние сеансы фильма "Пять невест» ходят пенсионеры"
Иван Скрябин: Быть может проблема кинематографа состоит в том, что российский зритель не готов воспринимать качественное кино, ведь на Западе его смотрят?
Михаил Михайлов: Когда на рынок хлынуло большое количество зарубежных фильмов, вектор зрительских симпатий резко изменился. 90% такого кинематографа развлекательный. Какие картины были до этого: "Коммунизм", "Председатель" - серьезные, проблемные, где показан характер, судьба.
Иван Скрябин: В чем причина?
Михаил Михайлов: В том, что американцы смогли поставить кинопроизводство на поток. Ни одной стране мира не удалось этого сделать. Они добились такого уровня мастерства, технологии, что не уступают качеству авторского кино.
Ильдар Ягафаров: Это одна из американских идеологий, которую они очень правильно используют. Мне кажется, что у нашего правительства появилось понимание этого. Почему в Китае полностью запретили показ американского кино? Это может повлиять на их идеологию. Для нас американское кино — это аттракцион. В Татарстане должны появляться места, где можно посмотреть качественное кино. Такие картины есть, но их не берут кинотеатры, потому что фестивальное кино не позволяет зарабатывать.
Михаил Михайлов: Кинотеатры получают годовой пакет фильмов, который они будут показывать, наши картины просто не могут попасть в их репертуар.
Иван Скрябин: Кто посещает кинотеатр "Мир"?
Александр Ишимов: К примеру на утренние сеансы фильма "Пять невест" ходят пенсионеры, на вечерние люди в возрасте от 30-ти лет. Билеты значительно дешевле, чем в остальных кинотеатрах: утром 70 рублей, а на вечерний сеанс до 130. Пенсионерам и детям в любое время по 50 рублей. Как бы то ни было, на российские фильмы ходят, российское кино нужно. Единственно, показ фильмов в нашем кинотеатре идет с опозданием на две-три недели. Мы проводим недели зарубежного кино, например французского, здесь тоже есть свои детали — кинопроизводители предоставляют нам только киноленту, а все остальное — буклеты, рекламные материалы приходится делать за свой счет.
"Снимая "Брелок" мы знали, что ничего не заработаем"
Иван Скрябин: Позволяют ли кинофестивали реанимировать российский кинематограф?
Лидия Осокина: По сути это пространство для авторского кино. Российское кинопространство мыслится именами, фигурами, за которыми следит киносообщество. Все остальное пространство для них практически закрыто. Если мы говорим о прокате таких картин, то нужно говорить о его ограниченности.
Ильдар Ягафаров: У нас вся Россия превратилась в глобальный фестиваль, потому что на проведение фестиваля можно получить бюджет.
Лидия Осокина: Я согласна, что фестивали становятся способом зарабатывания художниками денег. Создать фестиваль с ограниченным бюджетом тоже нельзя, потому что за показ каждого фильма надо платить деньги.
Иван Скрябин: Это нормально, когда режиссер сам финансирует свой проект?
Лидия Осокина: Практика самофинансирования есть, она мировая.
Ильдар Ягафаров: Когда долго не снимаешь кино, в определенный момент наступает острая необходимость. Снимая "Брелок" мы знали, что ничего не заработаем. Мы можем это сделать, лишь при условии продажи этой картины "ТАТАРКИНО".
Лилия Кадырова: Наше учреждение как раз таки помогает режиссерам донести до зрителя те фильмы, которые он не сможет увидеть в кинотеатре.
Иван Скрябин: У Вас есть сеть кинопроката?
Лилия Кадырова: В районах есть филиалы, которым мы, как правообладатели, даем кинокартины.
"Религия на Казанском фестивале чувствует себя неуютно"
Ильдар Ягафаров: Я в фестивале мусульманского кино ничего мусульманского не вижу — это абсолютно светское мероприятие, где религия чувствует себя неуютно.
Лидия Осокина: Может не следует заявлять о том, что это мусульманское кино?
Ильдар Ягафаров: Надо убрать этот лейбл.
Михаил Михайлов: Есть египетский, иранский кинематограф, но как-такового мусульманского кино не существует. Это вообще неправильная трактовка.