Рухнувший под Челябинском метеорит наделал много шума в прямом и переносном смысле. Но как оказалось, российские ученые уже несколько лет создают единственный в мире комплекс мер противометеоритной безопасности, сообщает https://izvestia.ru. Ежегодно на противометеоритную защиту выделяется около 1,5 миллионов рублей. По заказу МЧС ученые из Центра планетарной защиты завершают разработку системы защиты от падения космических тел. Над планетарной безопасностью корпеют 30 светил астрономии, геофизики, геохимии, баллистики, моделирования процессов разрушения и прогнозов последствий катастроф. Ими уже смоделированы 24 сценария катастроф с участием астероидов, комет и метеоритов. По оценке специалистов, чтобы завершить проект потребуется 30 миллионов рублей и несколько десятков миллиардов долларов, чтобы внедрить систему в жизнь.
Портал ProKazan.ru узнал, за какую сумму казанские астрономы могли бы обезопасить планету.
Услышав суммы, выделяемые на противометеоритную защиту, доцент кафедры вычислительной физики, старший научный сотрудник кафедры астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Алмаз Галеев пришел в недоумение. По его словам, никакой защиты от метеоритов быть не может, а если и тратить деньги, то на поиск и изучение потенциально опасных астероидов, которые действительно могут представлять угрозу для планеты.
- Я таких денег не получал! Не представляю, на что их можно потратить, - говорит Алмаз Галеев. - Метеориты предсказать невозможно, современные технические средства не позволяют заранее увидеть их. Выделенные деньги целесообразнее потратить на поиски астероидов, и у нас есть такие проекты. Я знаю людей, которые занимаются этим. А разрабатывать защиту от метеоритов — тоже самое, что разрабатывать защиту от падения камня с крыши: никогда не знаешь, с какой крыши и когда он упадет.
Как сообщил Алмаз Галеев, заранее астрономы могут наблюдать более крупные объекты размером около 100 метров. Чтобы увидеть такие объекты, нужны более крупные телескопы метрового размера, которые очень дороги и на практике все равно смогут уловить только 2-3 метеорита в год.
Даже если мы «поймаем» метеорит перед падением, вряд ли сможем точно предсказать, куда он упадет, - поясняет астроном. - Нужно будет учесть, как повернется Земля, под каким углом он войдет в атмосферу и много других факторов, так что даже предупреждать людей не будет смысла — мы только посеем панику, не дай Бог спровоцируем самоубиства, как перед концом света, а метеорит может еще и не упасть. А даже если и упадет, как в Челябинске, среагировать все равно никто не успеет — он прошел атмосферу за 30 секунд.
Если все-таки создавать сеть крупных специализированных телескопов, то их рациональнее использовать для других более фундаментальных задач, чем выявление приближающихся метеоритов, считает ученый. По сути такая мера будет больше служить самоуспокоением, примерно так же как противоракетные установки, которые существуют, чтобы улавливать ракеты, но реально простаивают и не применяются, потому что зная об их существовании и ответном ударе никто не будет запускать к нам ракеты.
Алмаз Галеев предполагает, что занимаясь разработкой противометеоритной защиты, некоторые просто хотят заработать. По его мнению, нужно заниматься поиском потенциально опасных объектов, и в случае если они еще далеко, пытаться изменить орбиту, чтобы предотвратить падение на Землю. Если объект небольшой, его можно столкнуть с орбиты столкновением с космическим аппаратом, ракетой или направленным ядерным взрывом. А если тело уже начало падать на Землю, с ним практически ничего нельзя будет сделать.
В октябре 2008 года накануне падения был открыт 3-метровый астероид, который упал в пустыне Африки, - рассказывает Алмаз Галеев. - Никто не видел момента падения, ученые вычислили место и отправились туда. Сбить его на большой скорости было сложно, да и осколки бы все равно упали на Землю только с большим радиусом и ни одним объектом, а тысячей маленьких кусочков.
Заметить челябинский метеорит ученые не смогли еще и потому, говорит астроном, что он прилетел со стороны солнца, был пересвечен и его попросту не было видно. Его размеры оказались больше, чем изначально предполагали — 15-17 метров, а не 10, и вес 10 000 тонн. Ученые тут же выехали на место, взяли образцы и точно определили, что они космического происхождения, каменные, пористой структуры, поэтому при взрыве метеорит разрушился.
Если бы это был большой метеорит, взрыв и его последствия были бы гораздо сильнее, - утверждает ученый. - В ближайших городах и населенных пунктах в домах повыбивало бы стекла, некоторые дома превратились бы в руины, многие люди могли бы пострадать от звукового удара, получив контузии. Но в любом случае этот объект к концу света бы не привел, это была бы локальная катастрофа.
Слухи о том, что под Челябинском упал не метеорит, а ракета Алмаз Галеев напрочь отвергает. Считает их спекуляцией и провокацией. По его мнению, об этом не может быть и речи, ведь найдены осколки с четкими характеристиками космического тела.
Именно из-за взрыва 90 процентов метеорита превратились в пыль. Я предполагаю, что 2-3 осколка весом в несколько килограммов все же могли образоваться. По виду они ничем не будут отличаться от обычного камня, большая же часть — маленькие осколки диаметром около 1 сантиметра.
В Казани изучением космических тел, которые летают и падают на Землю, занимаются 2-3 человека. Но они не рассматривают вопрос защиты от такой «мелочи». Если бы выделили много денег, то на них можно было бы купить большой телескоп для получения изображений астероидов, считает Алмаз Галеев. В сравнении с деньгами, которые выделяются на противо-воздушную оборону, это небольшие расходы — хороший телескоп метрового разрешения стоит около миллиона рублей.
- С 10 по 16 февраля на Землю упало 3-4 болида. Такие объекты падают в разных частях Земли и могут оставаться незамеченными. Нам крупно повезло, что мы в своей жизни увидели такое. Могу даже сравнить его с Тунгусским метеоритом. Челябинский хоть и меньше его, но такой же эффектный, - говорит астроном. - Те, кто видел его вживую , - счастливчики. Я болид никогда не видел, сам бы посмотрел с удовольствием.