До "страшной" даты 21 декабря остается всего день. Наиболее доверчивые казанцы запасаются продуктами первой необходимости и заучивают советы, как выжить в условиях конца света. А наиболее предприимчивые пытаются на этом событии заработать.
Так, в социальной сети "Вконтакте" появилось, например, сразу несколько рекламных объявлений, завязанных на конце света.
Один молодой человек, например, пытается с помощью грядущего апокалипсиса продавать цветы.
"Скоро намечается Конец Света - 21.12.12. Поэтому у вас еще есть время признаваться в любви, прощать и дарить радость близким. А у нас тут для этого цветы по самым низким ценам в Казани", - пишет он на страничке своей группы "Вконтакте"
Другие используют весть о грядущем конце света для продвижения тренингов по созданию собственного бизнеса.
"Осталось буквально чуть-чуть до начала тренинга! Приходи к нам сегодня - успей открыть свой бизнес до конца света", - призывают руководители мероприятия в социальной сети.
Правда, в этом случае не совсем понятно, для чего открывать бизнес, если он сможет просуществовать всего пару дней.
Заработать на конце света пытаются и владельцы клубов, кальянных и кафе, устраивая тематические вечеринки.
Так, один казанский бар устраивает вечеринку под названием "Конец света". Здесь организаторы обещают рассказать, что же это апокалипсис представляет собой на самом деле - очередную мистификацию или же реальную угрозу. Вечеринка, естественно, состоится 21 декабря.
Кроме того, немало подобных рекламных роликов появилось на телевидении и на уличных билбордах. Так, например, один автомобильный салон обещает в "последний день по календарю Майя" грандиозные скидки, а косметическая компания уверяет, что "конец света" ни в коем случае нельзя встретить ненакрашенной.
Мнения экспертов
Мы решили узнать мнения казанских экспертов, насколько этично использование идеи конца света в рекламе, и может ли это помочь продажам.
- Я считаю, что использовать подобную идею для продвижения своих услуг в рекламе вполне корректно, - считает Ленар Файзутдинов, генеральный директор Агентства маркетинговых коммуникаций "Теория Дарвина". - Те, кто делает это - молодцы, так как они вовремя ловят информационную волну и используют ее для достижения прибыли. В бизнесе вообще очень важно быстро среагировать на настроения, царящие в обществе и информационном пространстве, так как это помогает быстро заработать.
Судить об эффективности такой рекламы довольно сложно. Конечно, нельзя сказать, что она подходит для всех отраслей деятельности. Но для клубной сферы, продажи цветов и подарков она вполне уместна.
Также хочется сказать, что "продвинутая" часть населения, на которую эти объявления и рассчитаны, воспринимает такую рекламную информацию лояльно: с юмором и позитивом. Поэтому она может быть вполне уместна.
- Я думаю, что проект конца света отчасти искуственно сформирован многими бизнес-структурами, в том числе и очень крупными, - говорит Рамиль Гарифуллин, психотерапевт, доцент психологических наук, руководитель Психоаналитической ассоциации Татарстана. - А так как это приносит деньги, то естественно, что и мелкие бизнесмены пытаются на этом заработать. Взять, к примеру, ту же продажу свеч или продуктов.
Идея это довольна выгодная и по той причине, что современное население достаточно невежественно в точных науках вроде астрономии или физики. И подобная безграмотность создает все условия для возникновения таких вещей, вроде рекламы и прочего. В целом, на мой взгляд, идея "конца света" полезна для общества - она создает у человека пограничное состояние между жизнью и смертью и помогает повысить его духовность.