С наступлением кризиса цены на продукты заметно выросли. В связи с этим логично ожидать увеличения трат на продовольствие. Аналитики "ВТБ капитала", к примеру, уже спрогнозировали то, что в 2015 году российские семьи потратят на продовольствие более 50% бюджетов.
Портал ProKazan.ru опросил своих читателей и выяснил, сколько процентов бюджета им приходится тратить на продукты с наступлением кризиса.
Диляра Насырова, мать двоих детей
- Примерно, траты на продукты составляют 20% в месяц, учитывая то, что у нас два ребенка, а это - фрукты каждый день, мясо и так далее, - рассказала наша собеседница. - Если честно, я только недавно стала ощущать, что всё подорожало. Вообще, я, как тратила по 500 рублей на продукты ежедневно, так и трачу, ну может на что-то теперь уходит больше денег. Но ощущения, что я трачу те же 500 рублей, но продуктов выходит меньше, чем обычно, нет.
Максим Прозоров, редактор сайта Bubr.ru
- В процентном отношении сложно конкретно ответить, но то, что стало уходить больше денег - факт. Думаю, что раньше на продукты тратилось 10-15% бюджета, сейчас это уже 20-25%, - поделился Максим. - Кризис заставляет тратить более крупные суммы на продукты, однозначно. Дело даже не в том, что больше денег тратится. От некоторых вещей вообще пришлось отказаться: импортные сыры, дорогой алкоголь и прочее.
Наш собеседник также заметил, что сейчас, приходя в магазин с 1000 рублей, на эту сумму он получает меньше продуктов, чем пару месяцев назад.
- Можно даже судить по количеству пакетов, которые выносишь из супермаркета. Если раньше, затарившись на 1000 рублей ты нес пару больших пактов, то сейчас один еле набирается.
Григорий Вертлиб, фрилансер
- Процентов 40-45 уходит на еду. Да, кризис заставляет тратить на еду больше денег. Цены выросли, а кушать хочется не меньше. Покупаю всегда примерно одно и то же, а сумма выросла почти в два раза.
Денис Красноярцев, бизнес-аналитик в IT-сфере
- Во время кризиса всегда тратится больше денег, особенно на еду, потому что все хотят завысить ценники и не упускают возможности заработать на кризисном ажиотаже, но это изначально неверный ход. Народ ищет, где аналогичный товар может стоить дешевле, тратить больше будут там, где дешевле, а не дороже.
Я лично куплю 6-8 бутылок молока там, где оно стоит 38 рублей, а где 46 - только одну бутылку. Правило для потребителя должно быть всегда одно: во время расцвета экономики надо деньги сберегать и копить, а во время кризиса приходится тратить, от этого не уйти. Накопить что либо в кризис не получится - денег на еду уходит больше, чем надо.
Диана Салахова, бухгалтер
- Во время кризиса действительно приходится тратить больше денег на продукты. Помню, раньше на 1000 рублей, буквально в сентябре, могла накупить кучу всего, а сейчас стандартный набор: чай, хлеб, молоко, йогурты, крупы, и если решишь побаловать себя немного фруктами, то набирается тысяча.
Марат Ахунзянов, генеральный директор креативного агентства "Казинаки"
- "Кризис" благоприятно сказался на моей отрасли - сайты и рекламу стали заказывать гораздо активнее, нежели в прошлом году в это же время. Поэтому подорожания особого не заметил в магазинах. Другое дело, организм требует большей продуктивности и это способствует бОльшим покупкам.
Также мы провели опрос среди наших читателей в социальных сетях. Отталкиваясь от ответов наших респондентов, средняя сумма, которую тратят жители Казани на продукты в месяц составляет около 10 тысяч рублей.