Редактирование достаточно разнообразно: это и техническая подготовка рукописи к печати, и изменение стиля изложения, и внесение оттенков смысла, даже - добавление того, что должно читаться между строк.
Редактирование текстов не должно сводиться к переписыванию. Рерайтинг - это отдельная сфера деятельности. При редактировании текст сохраняется, но изменяется. Редактор в какой-то степени выполняет корректорскую работу: правит стиль, сокращает повторы, облегчает тяжеловесные фразы, устраняет речевые недочеты. Сегодня появились целые программы - редактор текстов в инстаграм, контакте, фейсбуке и т.д., которые позволяют за считанные минуты получить орфографически грамотный текст, полностью готовые к публикации в соцсетях.
Редактирование может привести к появлению скрытого смысла. Такое "обогащение" текста может сработать как в плюс, так и в минус при решении поставленных задач. Следовательно, работа редактора требует значительного погружения в суть написанного. Случается, что времени на редактирование уходит гораздо больше, чем на рерайтинг и, тем более, корректуру.
Можно выделить еще две разновидности редакторской работы:
- редактирование статей в СМИ;
- работа автора-составителя.
Редактирование текстов для СМИ в обязательном порядке включает в себя правку стиля. Согласитесь: статья в "Коммерсанте" должна отличаться от заметки в женском журнале. Поэтому редактор любого периодического издания внимательно знакомится с публикуемыми материалами и несет ответственность за стилистическое единство данного СМИ. Очень важно здесь уделять внимание орфографии и пунктуации, на которые обращает внимание большинство читателей. Ошибки автоматически снижают интерес к публикации и СМИ в целом.
Особый вид редактирования - работа автора-составителя. Создание сборника требует объединения под одной обложкой весьма разнокалиберных материалов: воспоминаний, писем, стихотворений, документов, газетных публикаций и т. п. Для формирования цельной картины в этом случае требуется творческий подход. Автор-составитель пишет вводные и связующие статьи сборника, редактирует тексты, подбирает иллюстративный материал.