Накануне кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп получил более 270 голосов выборщиков, гарантировав себе победу на выборах президента США. Победа республиканца была позитивно воспринята жителями России. Многие надеяться, что с приходом Трампа между нашей страной и США наконец наладятся отношения и вообще жизнь в России станет попроще.
Портал ProKazan.ru опросил экспертов и узнал, как победа Трампа может отразиться на экономике РФ и Татарстана в частности.
Артем Гиневский, директор и учредитель образовательно-медийного проекта «Капиталогия»
«Можно предложить, что технологии (не только ИТ), инновации в перспективе станут заменой нефти для региона»
- Выборы в США спровоцировали обрушение финансовых рынков. Например, еще накануне до обнародования победы Трампа упал доллар по отношению к другим валютам, снизилась стоимость нефти. Котировки российского рынка акций и валюта падают вслед за ценами на нефть. Такое ощущение, что инвесторы по всему миру рассчитывали на победу Клинтон, в то время как Трамп ассоциировался с неопределенностью для экономики США, которые оказывают влияние и на мировую экономику в целом.
К каким изменениям может привести победа Трампа? Если говорить о краткосрочной перспективе, то рубль может сначала упасть вместе с долларом, а затем укрепиться через пару месяцев.
Не исключено, что позже победа Трампа окажет положительное влияние на отношения России и США (если стороны сумеют договориться и найти компромиссы) и, значит, изменятся котировки рубля – наша валюта может укрепиться. Однако поведение Трампа сложно предсказать; он способен существенно изменить политику США, что в целом может повлиять на Россию как положительно, так и отрицательно. К слову, руководитель Центра стратегических инициатив и бывший министр финансов Алексей Кудрин написал в своем Твиттере, что победа Дональда Трампа на выборах президента США является продолжением Brexit (брексит – обсуждаемый выход Великобритании из Евросоюза в 2016 году, вызвавший обвал рынков). Однако, скорее всего, влияние будет совершенно другим по сравнению с Brexit, потому что США оказывают более серьезное влияние на мировую политику и экономику.
Что касается ситуации в Татарстане, то она не отличается существенно от ситуации в других российских регионах и в стране в целом. Важно, что в Татарстане интегрировано производство и ИТ-технологии, которые нивелируют влияние санкций. Положение республики остается стабильным, несмотря на относительно низкую цену на нефть. К слову, мы не верим, что в долгосрочной перспективе будет рост цен на нефть. Однако уже сейчас можно предложить, что технологии (не только ИТ), инновации в перспективе станут заменой нефти для региона.
Ирина Рогова, аналитик ГК Forex Club
«Если принять во внимание один из пунктов программы на первые 100 дней, который Трамп озвучил в речи в Геттисберге, то появляются определенные сомнения относительно перспектив сырьевых рынков»
- Вопрос влияния Трампа на экономику России, конечно, сейчас волнует многих. Сейчас прогнозировать это достаточно сложно. Пока Трамп не сделал никаких официальных заявлений на тему отношений с РФ. Хотя, конечно, учитывая его риторику перед выборами многие рассчитывают на потепление отношений между нашими странами. Естественно, что это провоцирует и ожидания снятия санкций с России. Но пока это только надежды. На текущий момент, Трамп – это неопределенность. И какими будут его решения сейчас сказать достаточно сложно. Хотя, в целом, вряд ли стоит ждать каких-то фундаментальных изменений в краткосрочной перспективе.
В последнее время наметилась тенденция к замедлению темпов падения российской экономики. Во 2 квартале падение ВВП составило 0,6% против 1,2% по итогам 1 квартала. При благоприятной динамике цен на нефть, есть шансы на то, что к концу 2017 года РФ все же выйдет на траекторию крайне медленного, но роста.
Однако, если принять во внимание один из пунктов программы на первые 100 дней, который Трамп озвучил в речи в Геттисберге, то появляются определенные сомнения относительно перспектив сырьевых рынков. Он заявил о том, что снимет ограничения на разработку американских энергоресурсных резервов, включая сланцы, нефть, газ и уголь. А это значит, что добыча «сланца», в конечном итоге, может стать дешевле, а, следовательно, это способно привести к тому, что все усилия ОПЕК и других нефтедобывающих стран по стабилизации цен на черное золото могут оказаться бесполезными. Естественно, что для сырьевых рынков и сырьевых стран, к которым относится и Россия (в том числе и Татарстан, который является нефтяным регионом страны), это может оказаться довольно сложным и неприятным моментом с вероятностью, как минимум, сохранения околонулевых темпов роста экономики.
Конечно, все это в одночасье не произойдет и сейчас еще есть шансы сработать на опережение и продолжить действовать в направлении снижения нефтяной зависимости.
Марк Гойхман, аналитик ГК ТелеТрейд
«Трамп неоднократно высказывался за торговое сотрудничество с Россией. И в данном плане экономический прагматизм может перевесить политическое отторжение, свойственное администрации Обамы. Практически это может означать ослабление и даже отмену санкций»
- Победа Дональда Трампа в целом может иметь благоприятные последствия для России. Трамп – бизнесмен-прагматик, ориентированный на внутренние интересы Америки. С позиций экономики он расположен скорее не к экспансии вовне страны, а на развитие внутреннего спроса и производства.
Его планы по резкому снижению налогов для возврата производств американских компаний в страну означают уменьшение доходов бюджета. Для компенсации этого и стимулирования экономики может потребоваться отказ от запланированного повышения процентных ставок и укрепления доллара. Это приведёт к сохранению низкой стоимости капитала и более высокого спроса на рисковые активы в мире. К ним относятся и российские денежные инструменты, рубль, сырьевые товары. Таким образом, приток капиталов в нашу страну сохранится, что позитивно для экономики.
Кроме того, Трамп неоднократно высказывался за торговое сотрудничество с Россией. И в данном плане экономический прагматизм может перевесить политическое отторжение, свойственное администрации Обамы. Практически это может означать ослабление и даже отмену санкций. Причём и со стороны США, и тем более со стороны Европы, страдающей от них больше, чем США. Такое положение также выгодно России, которая вновь получила бы доступ к мировым рынкам финансов, технологий, оборудования. Наша страна снова стала бы востребованной и для иностранных инвестиций. Это в совокупности увеличило бы инвестиционную привлекательность, облегчило бы реализацию крупных проектов, в том числе в передовых регионах, к которым относится Татарстан.
«Цены на углеводороды в перспективе вряд ли будут снижаться, и в следующем году возможна их стабилизация на уровне 50-55 долларов за баррель. Этот уровень, а также сам факт большей предсказуемости – позитив для нефтяной отрасли Татарстана и промышленности в целом»
С точки зрения нефтяной отрасли президентство республиканца может означать следующее. С одной стороны, он высказывается за ограничение импорта и поддержку внутренних производителей нефти. Сейчас США, выступая крупнейшим в мире её потребителем, импортируют её, прежде всего из Канады. В мире избыток предложения составляет примерно 0,5-0,7 млн.барр/сутки. В США собственное производство снизилось за два года с 9,3 до 8,5 млн. барр/сутки. Если постепенно снизить импорт и восстановить добычу, то это может уменьшить мировой спрос и повысить предложение. Что способно уменьшить цены на чёрное золото. Это было бы в целом негативно для России. Однако низкие цены в данном случае невыгодны и для самих американских нефтедобытчиков. И если будет задача стимулировать их, то возможны варианты действий администрации, препятствующих снижению цен.
Кроме того, Трамп выступает резко против соглашений по ядерной программе Ирана, снявших с него эмбарго на поставки нефти. Президент может вернуться к данному вопросу, что способно препятствовать повышению предложения от Ирана и понижению цен. Таким образом, цены на углеводороды в перспективе вряд ли будут снижаться, и в следующем году возможна их стабилизация на уровне 50-55 долларов за баррель. Этот уровень, а также сам факт большей предсказуемости – позитив для нефтяной отрасли Татарстана и промышленности в целом.