Известный иранский каллиграф о письме золотом и философии своей профессии

30.06.2015, 09:43 , Мария Горожанинова

Вчера в музее исламской культуры открылась выставка искусства каллиграфии современного Ирана «Благородный Коран в Благословенный месяц Рамадан». Произведения лучших современных иранских художников-каллиграфов можно будет увидеть всего три дня – 2 июля выставка отправится в Уфу, после чего закончит свое путешествие в Москве.

ProKazan.ru пообщался с мастером по каллиграфии Хади Рушан Замиром, который приехал в Казань со своими работами из Ирана, а также провел мастер-класс для всех гостей выставки.

Сколько лет нужно, чтобы овладеть этим искусством?

- Я обучался каллиграфии в Ассоциации каллиграфов в течение 10 лет.

Расскажите о философии арабской каллиграфии?

- Мы, иранцы, верим в то, что, когда занимаемся каллиграфией, калам (тростниковое перо, - прим. редакции) всегда возвращается к тому месту, откуда оно начинало свой путь.

Какие виды письма существуют?

- В Иране для каждого случая есть свое письмо. Например, стиль "насталик" (один из традиционных почерков арабского письма, - прим. редакции) мы используем для создания официального письма. Когда пишем Коран, то используем "насх". Для мечети используется письмо "сульса". Всего 7 видов письма – именно столько учителей принесли их в древности.

Какие виды работ выполняют мастера-каллиграфы?

- Мастера пишут книги, расписывают мечети. Некоторые начинают обучать каллиграфии в образовательных учреждениях, некоторые, так же, как я, начинают проводить выставки. Мастер не выполняет несколько работ, он сосредоточен только на одной области. Когда мастер начинает профессионально работать с письмом, то его почерк становится особенным, его можно отличить от других.

Сколько времени требуется на написание одной книги?

- Это все зависит от самой книги, от её объема. Работать можно от 2-3 месяцев до нескольких лет. Например, книгу с произведениями знаменитого персидского поэта Шахнаме Фердоуси мой друг переписывал 5 лет. Конечно, на книги с меньшим объемом уходит не так много времени.

Почему одни картины каллиграфов выполнены чернилами, а другие золотой краской?

- Это все зависит от идеи, от того, что хочет написать автор. Исходя из этого, он уже и начинает выбирать средства для написания работ. Например, первая работа, представленная на выставке, состоит из двух цветов: черное на фоне белого. Мы верим, что мир состоит из этих цветов. Или, например, на тех работах, на которых представлена золотая бумага или золото, мы показываем, насколько важно то, что написал автор (в первую очередь эта техника используется при написании аятов из Корана или при восхвалении Аллаха, - прим. Редакции).