- Может ли человечество обезопасить себя от падения метеоритов, астероидов, комет?
- Можно, например, направлять к астероидам двигатели, которые будут на них закрепляться, чтобы толкать их и таким образом менять их траекторию. Если же это будут большие объекты — страшное дело, что может произойти. Во-первых, их не так-то просто взорвать, как об этом говорят. Если тело больших размеров, а мы произведем бомбардировку, то его части, на которые оно распадется, все равно упадут на землю и могут "закрыть" еще большую площадь, чем один большой объект. Здесь надо тщательно просчитывать, что страшнее.
- Чем занимаются астрономы в 21 веке?
- Сейчас известно более 800 планет у других звезд. Наша задача — найти планету, похожую на Землю, то есть такую, где такая же температура, гравитация, есть кислород и вода — по большому счету, где есть жизнь. Когда мы найдем такие планеты, мы много узнаем о зарождении жизни и на Земле. Открываются необычайные возможности. Мы многое узнаем уже в ближайшие несколько десятилетий.
- Изучая космос, верите ли вы в Бога?
- Бог есть в каждом человеке, у каждого есть свои нравственные устои. В молодости я читал священные книги разных народов (и Библию, и Коран, и Талмуд), мне было очень интересно. Я рассматриваю эти книги как выдающиеся произведения литературы, которые показывают, как должен себя вести человек, и которые важны для понимания того, развивались люди. Я вырос в безбожной среде, было такое время... Но уважаю право на религию, на веру каждого человека. Я помню, как мама читала молитвы, когда отец уезжал строить ГЭС, как у нее текли слезы... Люди должны во что-то верить.
-Какие казанские астрономы сделали себе мировое имя?
- В Казани много молодых ученых, труды которых заслуживают внимания. Например, это Ильфан Бикмаев, профессор Марат Гильфанов, Валерий Сулейманов.
-Вы родились в Ташкенте, но гордитесь тем, что татарин. Удается ли вам сохранять свои корни?
- И я, и жена хорошо говорим по-татарски. Наши уже взрослые дети, к сожалению, не говорят на нем, но понимают. Надеемся, что внуки не потеряют окончательно связь с языком. Мы с женой были в вашем театре Камала на спектакле "Хан кызы Турандык". Хорошая, понятная, интересная постановка. Жалею, что не смогли сходить и на "Зянгяр шал".
- Это ваш первый визит в Казань?
- . Впервые я посетил Казань, будучи еще студентом. С тех пор был здесь уже не раз. Я с большим удовольствием приезжаю в Казань во время международных конференций, организуемых кафедрой астрономии и космической геодезии КФУ. Например, в сентябре 2007 года я выступал на I Всемирном форуме татарских ученых, в сентябре прошлого года участвовал здесь в конференции "Рентгеновское небо: от звезд и черных дыр до космологии", встречался с президентом Татарстана. Могу сказать, что город преобразился.
- Приходилось ли вам сотрудничать с казанскими астрофизиками?
- С 1992 года мы активно сотрудничаем с кафедрой астрономии и космической геодезии КФУ. Вместе мы завершили работы по созданию 1,5-м телескопа РТТ150 для Казанского университета, который был установлен на горе Бакырлытепе (на высоте 2500 метров) в 40 километрах от Антальи в Турции. Российско-Турецкий телескоп Казанского Университета и Академии Наук Татарстана является основным наблюдательным инструментом, на котором уже более десяти лет работают казанские астрономы. Также при моей поддержке приобретены современные высокотехнологичные приемники излучения, используемые почти во всех наблюдательных задачах на телескопе РТТ150. Этот телескоп и казанские астрономы своими наблюдениями обеспечивают поддержку, проектов осуществляемых моими сотрудникамиа.
- Вы живете и работаете в Германии. А что слышно о Казани в мире?
- Лично я знаю о Казани почти все! Я слышал о вашем городе еще в детстве. Сейчас я регулярно интересуюсь жизнью вашей республики, два раза в неделю просматриваю прессу, издаваемую в Татарстане, сайты Казанского университета и Академии наук РТ.