Фоторепортаж: как из учеников обычной школы готовят будущих космонавтов

18.09.2015, 10:30 , Эльвира Харрасова

Портал ProKazan.ru встретился с Игорем Григорьевым, руководителем космического направления в «Центре аэрокосмического образования», в рамках которого ученики осваивают навыки, которые необходимы каждому космонавту. В школе №35 мы посмотрели, как проходит их подготовка, посмотрели на реалистичные модели космических кораблей и узнали о передовых технологиях, применяемых при обучении.

Космонавт — человек универсальный

Кабинет, где проводятся занятия для ребят больше похож на настоящий хакспейс(место, где собираются люди, со схожими интересами, чаще всего с научными, техническими). В центре стоит стол, над которым висит большой макет космической станции, а по бокам рассредоточены различные тематические уголки.

- Космонавты на орбитальной станции занимаются всем: и наукой, и инженерией, и астрономией. Здесь ребята работают в разных направлениях, обмениваются опытом, становятся универсальными, каким и должен быть настоящий космонавт, - рассказал Игорь Григорьев.
Есть один проект в США, американец Роберт Зубрин создал прообраз марсианской станции, куда набирали экипаж. Так вот в требованиях к кандидатуре были таковы: «Уметь делать все». Поэтому и мы здесь стараемся, чтобы наши дети были универсальными.

Ребята здесь занимаются не только умственной подготовкой, но и физической. Их стараются занять экстремальными видами спорта: скалолазание или парашютный спорт. А чтобы держать все в системе, было решено создать организацию «Космические разведчики». У организации есть свой флаг, и ребята занимаются по особой программе, которая включает и патриотическое воспитание, и опыт работы программы скаутов.

- Космонавтика — очень важная область для воспитания. Она, во-первых, прививает патриотизм. Все же мы страна, которая первая вывела спутник, наш человек оказался первым в космосе. Во-вторых, она охватывает все отрасли и стремится задать идеал человека универсального. Все это положено в воспитательную систему и приносит свои плоды.

Двигающееся звездное небо и отбой в 3 часа ночи для лагеря

В рамках внеклассных занятий школьники успевают изучить сразу несколько дисциплин, среди которых есть астрономия. Для этих целей в кабинете есть несколько телескопов. Кстати, один из них ребята по готовым деталям собирали сами, а в ближайшее время они собираются самостоятельно сделать телескоп при помощи 3D-принтера. Но, как оказалось, чтобы наблюдать за звездами иногда не нужно оборудование.

Иногда полезно наблюдать за звездами без телескопа. Это помогает хорошо ориентироваться в созвездиях

- Иногда полезно наблюдать за звездами без телескопа. Ребята могут следить за метеорными величинами, когда лежат и смотрят на небо. Это помогает хорошо ориентироваться в созвездиях. Они впервые начинают видеть, что звездное небо поворачивается. Например, они смотрят, звезды расположены определенным образом, а через час все подвинулось на 15 градусов.

В специализированных лагерях Игорь Григорьев также проводит такие наблюдения с ребятами, поэтому и отбой там бывает не совсем стандартный — в три часа ночи, когда начинает светлеть.

Телескоп здесь тоже не стоят без дела, к ним постоянно закупаются специализированные дополнения. Например, недавно у центра появилась специальная матрица, которая позволяет смотреть на звезды не через окуляр телескопа, а на мониторе электронного устройства.

- На мониторах мы можем увидеть то, что нельзя рассмотреть глазом. Очень сложный прибор, мы подходим к его подключению очень осторожно. Для работы эта матрица должна охлаждаться до -50, потому что все тепловые шумы нужно убирать. Такое оборудование позволяет нам войти в программу серьезных исследований.

Самодельная база для жизни и работы на Луне и коллекция из 1000 минералов

Еще одно направление, которое изучается на занятиях — планетология. Эта наука занимается наблюдением за образованием планетных систем. Она находится на стыке геологии и астрономии.

- У нас есть своя геологическая коллекция, которую мы собираем и которую нам помогают собирать другие. В ней уже порядка 1000 минералов.

Изучение Луны — также одна из задач планетологии. Рядом с коллекцией камней в кабинете стоит большой макет лунной базы, которая очень детально продумана учениками. Такая база позволит проводить исследования Луны.

- Луна — это, в первую очередь, источник ресурсов для дальнейшего изучения космоса. В этом макете есть база, в которой живут люди. Неказистый, но очень полезный - биомодуль. Далее располагается энергомодуль, в котором расположены ядерные реакторы.

Чтобы что-то производить, нужна плавильная печь, решено было сделать ее нагревание от солнечного света, который отражается зеркалами.
Когда ребята создавали этот макет, у них возникало много вопросов, например: как организовать на Луне энергопитание, как устроить солнечные батареи, чтобы на их работу не влияло то, что на поверхности по две недели не бывает солнечного света, как устроить производство, если на Луне нет руды.

В том, что после высадки на Луну к ней пропал интерес, виноваты ученые

Возникали у учащихся и другие вопросы, например: «Почему американцы полетели на Луну, а после этого полета прекратили заниматься ее изучением?». Игорь Григорьевич на этот вопрос отвечает так:

- Да очень просто, потому что была цель в то время - первыми воткнуть флаг и все. Гонка закончилась, и интерес пропал. На мой взгляд, виноваты ученые. Потому что надо было находить что-то интересное, ставить цели, которые бы захватывали бы человечество. А для того, чтобы эти цели находить, нужно развивать планетологию. Поэтому, это одна из наших перспективных задач — создание сообщества планетологов в Казани.

Запуск ракет на полигоне и спутник размером с банку

Также на занятиях ребята могут не только создавать модели ракет, но и принимать участие в их запуске.

- В Казани мало занимаются запуском ракет, в этом году мы хотим развить эту тему. Хочу собрать всех учеников, которым интересно запустить ракеты.
Заниматься этим дома, без навыков и знаний, достаточно опасно. Один из наших принципов — учить ребят делать какие-то опасные вещи без риска для здоровья. На макетах настоящие промышленные двигатели, их мы детям не даем.
Ученики приходят, делают ракеты, потом мы идем на полигон и там запускаем, а потом анализируем результаты полета.

Среди большого количества моделей есть космические корабли, спортивные модели, есть даже модель спутника, размер которого чуть больше обычной жестяной банки.

- Не нужно думать, что мы берем все, что попадается под руку и лепим из этого модели. В этом отношении у нас очень серьезный подход.
В первую очередь мы создаем чертеж, только после этого начинается создание полноценной модели по чертежу.

Например, этот межпланетный космический корабль выполнен в масштабе 1:24, все пропорции соблюдаются. Здесь даже есть ядерный реактор, прототип взят с ядерного реактора, которые есть на наших подводных лодках.

Также нас познакомили с любопытной разработкой местных школьников, которую они придумали для изучения спутника Юпитера — Европы. Этот спутник интересен ученым тем, что на нем воды больше, чем на Земле. Верхний слой его покрывает лед толщиной от 20 до 80 километров. А подо льдом находится теплая вода. А раз есть теплая вода, значит, возможно, есть и жизнь.

- Мы разработали свой аппарат для исследований этого спутника. Суть его состоит в том, что он здесь есть специальная капсула, которая отделяется и начинает плавить толщу льда, за ней разматывается кабель, который соединяет капсулу с кораблем. Дойдя до воды, от капсулы отделяется специальная подводная лодка, которая может плавать, делать фото. После этого она будет возвращаться к капсуле, заряжаться и передавать информацию. Мы знали, что в Америке существуют некоторые разработки по изучению Европы, когда мы потом узнали, что они собираются бурить толщу льда, расстроились, что ученые не придумали что-то похитрее.

Помимо основных направлений, ребята, занимающиеся в «Центре аэрокосмического образования» постоянно занимаются электроникой, робототехникой, радиоэлектроникой. В ближайшее время Игорь Григорьевич с помощью имеющегося оборудования хочет сделать возможным связь с космонавтами МКС.

Возможности для всех и успешные выпускники

«Центр аэрокосмического образования» - место, которое открыто для всех, не только для учеников других школ, но и для взрослых, интересующихся космосом.

- К нам даже пришел пенсионер-изобретатель, который попросил у нас о помощи. Он разработал корабль, пришел и попросил сделать модель. Сейчас она в разработке, в скором времени он сможет доносить свою идею не только на пальцах.

Наши ребята подрастают и живут с такой идеологией, что нужно не просто найти место работы, а имеют цель создать какое-то дело, которое можно вписать в общество.
Среди наших выпускников есть те, кто старается на благо нашего города. Александр Форманюк, например, занимается квадрокоптерами.
Наши выпускники могут создать хороший костяк специалистов в инженерии, геологии, астрономии. Очень много ребят уезжает в Москву. Это и хорошо, и грустно, с другой стороны. Это говорит о том, что мы готовим хороших специалистов. В казанских вузах ребята находят себя на физическом факультете.