Компания «Тулпар Техник», ставшая лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары и услуги РТ» пригласила журналистов в один из своих ангаров, расположенных в международном аэропорту «Казань».
Экскурсию для корреспонеднта портала ProKazan.ru провел заместитель генерального директора по безопасности и управлению ангарным комплексом «Тулпар техник» Игорь Николаев. «Хозяин ангара», как шутливо называет себя тезка знаменитого певца, рассказал, как обслуживают пассажирские лайнеры и частные самолеты, и о том, как работники предприятия предотвратили несколько крупных авиакатастроф.
- Мы занимаемся техническим обслуживанием воздушных судов, - объясняет Игорь Николаев. - Практически все самолеты, которые прибывают в казанский аэропорт, проходят проверку именно здесь.
Некоторые из вас наверняка сталкивались с ситуацией, когда вылет задерживался из-за неисправности самолета. Иногда борт меняют, иногда рейс задерживают, чтобы устранить неполадки.
- А хватает ли пары часов для того, чтобы починить самолет? - интересуюсь у собеседника.
- Сейчас все воздушные суда на авионике, поэтому порой хватает элементарной перезагрузки системы, как на компьютере, - объясняет Игорь Николаев. - Если не требуется доставка деталей для ремонта со склада в Москве, а сам дефект незначительный, то можно подготовить самолет к вылету за короткий промежуток времени.
Самые частые проблемы - это двигатели, но они легко устраняются, так как проходят регулярное техобслуживание. И если автовладелец может отказаться от замены изношенной детали, так как с ней еще можно некоторое время поездить, с самолетами такой номер не пройдет.
- В самолетах у каждой, даже самой мелкой, детали есть свой гарантийный срок работы. Если срок вышел, а деталь выглядит вполне рабочей - ее обязательно поменяют, - объясняет Игорь Николаев. - Все это строго отслеживается: у нас в авиации тройной контроль. Мало того что слесарь ходит, так над ним еще стоит инженер, за закоторым все ОТК проверяет.
«С самолетом на «ты», а то ведь он тоже «ткнуть» может. Мы все самолеты любим, гладим их. Ведь самолеты как и живые существа имеют свои повадки. Кто-то летит правым боком, кто-то левым». (Виктор Дунин, генеральный директор «Тулпар Техник»)
Одновременно техобслуживание в ангаре могут проходить два пассажирских лайнера, и несколько частных самолетов.
Ангар представляет собой гигантский «шкаф-купе» - 60-тонные рздвижные ворота работают по тому же принципу. Кстати, аналогичные «двери» стоят на космодроме в Байконуре. Зимой, когда самолет выгоняется на улицу, температура в ангаре падает с +18 до +2. Необходимо полтора часа, чтобы температура поднялась до комфортной.
Высоты ворот, как правило, хватает для большинства типов воздушных судов. А вот с «Боингом-737» возникли проблемы. Высота киля у него 11,1 метра, а высота ворот всего 10,3. Специалистам «Тулпар Техник» пришлось поломать голову над решением проблемы, но в итоге оно было найдено!
- Мы купили специальное оборудование, которое помогает его сюда загнать. Это очень интересное зрелище, - объясняет Игорь Николаев. - Самолет загоняется в ангар наполовину, после чего под переднюю стойку шасси устанавливаем вот такой вот «домкрат». Нос самолета поднимается на один метр, а хвост опускается. И в таком состоянии он проходит под воротами.
Специалисты «Тулпар Техник» предотвратили несколько авиакатастроф.
- Однажды к нам на «форму» (техобслуживание на профессиональном жаргоне авиатехников - прим. автора) пришел «Суперджет» и наши специалисты обнаружили серъезный дефект в одном из узлов, - вспоминает Игорь Николаев. - Сообщили в Росавиацию, которая дала команду проверить все воздушные суда. И эксплуатация около 30 самолетов «Сухой Суперджет» была остановлена до устранения этого дефекта. Нашего авиатехника представили к награде.
Завод потом в течение трех недель этот узел поменял на всех самолетах. И проблема была решена. Этот дефект грозил катастрофой: если бы дефектный узел разрушился в воздухе, самолет потерял бы управление.
А еще был случай на Бали. Там российский самолет провел два дня на стоянке в аэропорту. Этого времени хватило местным птичкам, чтобы... свить гнездо в районе закрылок.
- Пилот шел к своему самолету и заметил торчащие травинки на соседнем воздушном судне, - вспоминает Игорь Николаев. - Вызвали нашего авиатехника и тот обнаружил гнездо. После чего российский пилот проверил свой самолет и обнаружил еще одно гнездо. Страшно представить, что могло произойти в небе, так как заклинившие закрылки могут привести к потере управления самолетом.
Как правило, вещи, забытые пассажирами, обнаруживают члены экипажа. Авиатехникам достается «мелочевка»: когда вскрывают полы воздушного самолета, то обнаруживают под ним монетки разных стран. Некоторые техники их коллекционируют. Шутят, что по ним можно изучать географию.
А мы тем временем перемещаемся в здание, в котором ремонтируют и облуживают оборудование, которое находится в салоне самолета.
В этом помещении, например, ремонтируют кресла, снятые с «Боинга». Самые популярные поломки - подлокотники. Объясняется это тем, что невысокие пассажиры и уборщицы норовят встать на подлокотники, чтобы дотянуться до багажных полок.
Если вы смотрите голливудские боевики, то узнаете надувной трап аварийного выхода. Надувается он за секунду. Во время техобслуживания их снимают с самолета и проверяют на герметичность.
Стоимость каждого такого трапа - около 50 тысяч евро. Авиатехники вспоминают историю, когда стюардесса нечаянно выпустила в аэропорту совершенно новый аварийный трап и тот порвался. История умалчивает, высчитали ли с девушки его стоимость.
К огнетушителям на борту самолета вы привыкли, они мало чем отличаются от обычных - красные и вытянутой формы. А вот так выглядит огнетушители в двигателях самолета.
В этом помещении проверяют кислородные маски пилота и пассажиров. Кстати, казанская компания «Тулпар Интерьер групп» - единственная в России, которая производит капитальный ремонт переносных жидкостных огнетушителей, двигательных и ВСУ-огнетушителей, кислородных масок пилотов и пассажиров.
В соседнем помещении находятся балоны с кислородом.
Вся техническая документация к зарубежным самолетам издается на английском языке. Именно по этой причине все авиатехники должны в совершенстве владеть английским. Работать с переводчиками недопустими, так же, как и переводить инструкции на русский язык.
Наша экскурсия на этом закончилась. Скажем честно, после увиденного летать нам будет немного спокойнее.