Служба в конвое требует высокой дисциплинированности и ответственности. Суровые сотрудники даже при внеуставном общении сохраняют строевую речь и выправку. Они должны быть начеку 24 часа в сутки и не допустить даже малейшей возможности осужденных на побег.
Конвоирование осужденных в Казани осуществляется на двух маршрутах — автомобильному и железнодорожному. Автомобильные маршруты проходят по городу, когда осужденных развозят по спецучреждениям и по межгороду: Пановка, Дигитли и Чистополь. А по железной дороге возят в Бугульму, Киров и Чебоксары.
Как работает конвой. Свирепая собака и отслеживание с помощью Глонасс
Оперативный дежурный Ленар Шакиров рассказал нам, что специализированные автомобили во время передвижения отслеживают с помощью система Глонасс.
- Наша специальная программа позволяет контролировать одновременно до 16 автомобилей. Останавливаться им категорически запрещается, о каждой остановке известно дежурному, который немедленно должен связаться с начальником караула, находящимся в остановившейся машине, и выяснить причину остановки, - рассказал нам Ленар.
Движение автозаков отслеживается в реальном времени, контролируется даже скорость движения. Кстати, скорость устанавливается начальником управления и ни в коем случае не должна превышаться. А в случае ДТП прибегают к помощи ДПС и далее принимают решение в зависимости от обстоятельств.
- Осужденных могут перекинуть на другую машину, для этого вводят усиление безопасности, с применением дополнительных мер и силы, - отметил дежурный.
При сопровождении автозака участвуют 4 человека — это начальник караула, водитель и часовые первого и второго поста.
Нам продемонстрировали строение встречного конвоя, в обязанности которого входит встреча проезжающих поездов, пересадка осужденных из автозаков в вагоны и обмен осужденными. Такой конвой состоит как миниму из 8 человек.
В составе конвоя всегда присутствует служебная специально обученная собака. Она очень агрессивно реагирует на людей в гражданском, постоянно лает и свирепо рычит при их виде.
После построения конвойные отправляются заряжать оружие, для этого оборудовано специальное место. Здесь используется особое покрытие, если оружие случайно выстрелит, то пуля никуда не улетит, а застрянет в стене.
В конвойной службе числятся 2 вида автомобилей. Это Камаз 4308, он вмещает по 15 человек в двух больших камерах и еще содержит две одиночные камеры, которые на сленге сотрудников называются «стакан», и Газ Валдай, с двумя камерами по 5 человек и 5 одиночными «стаканами». Размещение осужденных в автозаке зависит от режима содержания. Например, осужденных колонии поселения и особо опасных преступников в одной камере перевозить запрещается.
Перед посадкой специализированное авто тщательно осматривают снаружи и внутри. Проверяют целостность корпуса, техническую исправность всех приборов видеонаблюдения и сигнализацию. Исключают все возможные способы побега и подкладку взрывчатых веществ.
Поездка в автозаке. Не самые приятные мысли и холод
Нас пригласили прокатиться в автозаке. Полностью железная камера автозака с холодными железными скамейками оказалась на нулевом уровне комфортности, хоть нам и рассказали о наличии обогрева, толку от него мы не почувствовали, или может нам его забыли включить.
Решетки на двери, замки и серые стены наводили не самые приятные мысли. Да еще во время движения приходилось держаться друг за друга, чтобы не удариться о противоположную стену.
Дверь в камеру закрывается на два специальных замка, которые невозможно взломать, если только распилить болгаркой. Но с таким инструментом попасть внутрь невозможно.
Помимо обогревателя в машине есть вентиляция, аптечка и пара фонарей для контроля за осужденными, если освещение по каким-то причинам отключится. Внутри запрещается перестукиваться через стену, курить и громко разговаривать.
Спецвагон для заключенных: два дня в пути без матрасов и подушек
Нас привезли на ЖД вокзал, чтобы ознакомить с вагоном УФСИН и продемонстрировать, как переправляют осужденных из автозака в поезд.
Сотрудники конвойной службы продемонстрировали на плановых учениях, как действует встречный конвой при попытке заключенного сбежать.
Собака молниеносно среагировала и задержала беглеца. Даже если не ее усилия, 8 вооруженных конвойных точно не оставили бы ему шансов.
Еще один способ пересадки осужденных, придуманный именно в Казани, был применен на наших глаза. Специальный трап проводят от машины к вагону. Такой способ занимает намного меньше времени.
И вот настал момент знакомства со спецвагоном. Это оказалось жутким и еще более пугающим, чем холодный автозак. Камеры в вагоне оказались без окон, зарешеченные двери и спальные полки в три яруса. Как оказалась, осужденным не выдают матрасов, одеял и подушек. Учитывая, что поездка может занимать до двух дней, можно представить, каково им приходится. В камерах душно и стоит неприятный запах. Исключения не делают даже при перевозке женщин с детьми и беременным (прим. редакции: осужденных женщин с детьми до трех лет отправляют отбывать наказание вместе).
В поезде есть своя кухня с печкой, кабинет начальника караула и комната для отдыха служащих. В вагоне очень строго соблюдается безопасность, расставлены часовые. Они меняются каждые два часа. Спать осужденным положено только головой к выходу, чтобы их было хорошо видно. В туалет выводят под контролем начальника караула и его помощника.
Проверив систему безопасности и увидев процесс конвоирования своими глазами, мы убедились, что побег из под стражи конвоя невозможен. Но на всякий случай поинтересовались у начальника отдела по конвоированию Ильфара Якупова, были ли случаи побегов.
- За всю историю существования нашей службы, начиная с 1999 года, не было даже попыток побега, - рассказал он.