Почему употребление сокращенных слов, "американизмов" стало нормой в повседневной жизни? В чем причина обнищания Русского языка? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, газета "Pro Город" и портал ProKazan.ru провели Круглый стол на тему "Русский язык - великий и могучий?" Часть вторая.
ЭКСПЕРТЫ КРУГЛОГО СТОЛА
Людмила Костычева - доцент кафедры современного русского языка и русского языка как иностранного. | Сююмбика Зиганшина зам.директора Национальной библиотеки РТ. | Эрада Галеева – методист Городского методического отдела города Казани |
Модератор круглого стола: Иван Скрябин, корреспондент газеты "Pro Город" и портала ProKazan.ru
Место проведения Круглого стола: Национальная библиотека РТ.
У нас всегда так с Президентами: вешаем портреты и подражаем
Иван Скрябин: - Что должно играть большую роль в изучении языка?
Эрада Галеева: - Чтение книг, но у нас нет культуры чтения.
Людмила Костычева: - Дело не столько в технике чтения и в темпе, сколько в способности мыслительных операций переваривать эту информацию. Потерян эмоциональный компонент — он всегда был маркером русской ментальности. Именно жертвенность, умение сопереживать, болеть — это ушло. Даже читая быстро, молодежь не способна извлекать этот компонент из текста.
Иван Скрябин: - С чем это связано?
Людмила Костычева: - Цинизм, который воспитывается и поддерживается на уровне государственной политики. Это замкнутая система. Чтение — это умение пережить — сократить тем самым число собственных опытов. Во время комментирующего чтения, когда я читаю студентам отрывки из произведений Достоевского, смотрю как они реагируют — у меня у самой слезы текут, а большинство из них сидит равнодушно. На уроках русского языка и литературы мы теперь не говорим о чувствах и эмоциях, не рассуждаем - мы пишем тесты и вычеркиваем эпитеты из предложений!.. Сама программа изучения языка направлена на его упрощение.
Эрада Галеева: - И все это подкрепляется экономической ситуацией, в которой выросли дети. 90-е годы. Мужчины, оставшись без заработной платы в депрессии лежат на диванах, их жены идут торговать. Сколько матерей, которые должны были читать своим детям книги, спились? Мы сейчас как раз-таки получили поколение, которое было воспитано в 90-е годы. Когда мы вызывали мать в школу, она говорила: «А что Вы хотите, я должна чем-то кормить семью».
Чтобы развивать мозг, детям нужно не торчать в блогах, а читать
Сююмбика Зиганшина: - Сегодня дети абсолютно не читают... Но мы не должны допустить ситуаций, как в Америке: там есть школы, где дети старших классов читают книги в аудиосопровождении: потому что не умеют читать и соотносят написанное с услышанным...
Людмила Костычева: И у нас есть школьники, которые в 10-м классе по слогам читают...
Эрада Галеева: - Книги, которые раньше стоили 5-7 копеек, теперь стоят в пределах 120 рублей. Сейчас у большинства семей даже нет домашних библиотек — и многое идет с Президента России. Он как-то сказал, чтобы все «торчали» в блогах. У нас всегда так с Президентами: вешаем портреты и подражаем.
Сююмбика Зиганшина: - К нам мешками приносят сдают за ненадобностью книги из личных библиотек — шикарные издания советского времени.
Эрада Галеева: - А библиотеки тем временем закрываются. Роскошная библиотека закрылась на улице Товарищеской, на ее месте появилось две аптеки, на Абжалилова закрыли, книги сбросили в подвал. У нас перестал существовать культ книги. Купи — продай — это главные понятия нашей жизни.
Сююмбика Зиганшина: - С 1956 года у нас есть земля в центре города, на которой должно быть построено новое здание Национальной библиотеки...
Иван Скрябин: - Выделяются ли средства на комплектование библиотек новыми книгами?
Сююмбика Зиганшина: Практически нет, но есть выбор: либо купить два компьютера, либо книги. Цена одной книги составляет примерно 350-400 рублей. Это при том, что в ведении Министерства культуры находится 1500 библиотек по всему Татарстану.
Образованием должны заниматься учителя, а не коммерсанты
Эрада Галеева: - Если нет денег на книги — значит нет денег и на Русский язык. Языковой политикой в Татарстане должны заниматься профессионалы, Учителя, а не коммерсанты, закончившие Академию государственного и муниципального управления при Президенте. Мы ничего не можем сделать. В осуществлении языковой политики должны принимать участие только специалисты. Именно люди от образования могут решать вопросы образования. Мы уничтожили советскую образовательную систему — это преступление против нашего же народа.
Эрада Галеева: - Для возрождения Русского языка у каждого человека должен быть внутренний мир, который воспитывается семьей, обществом, школой.
Должно быть государственное видение в области языка — не декларирование существования двух или одного языков, а четкое прописывание того, как все должно быть. И тут ни год учителя, ни баннеры, ни год русского языка, как одноразовая акция, не спасут ситуацию — это не реклама безопасного секса — это длительнейшая работа во имя будущего нашей страны.
Необходимо сформировать грамотную методику преподавания русского языка, а также методику преподавания татарского языка как иностранного для русских. Чтобы прививать у детей настоящую любовь к татарскому языку, к богатству культуры, а не так как сейчас — язык ненавидят и учат испод палки. В 2009 году только 16 человек сдавали ЕГЭ по татарскому языку. Дети не хотят его сдавать — им не надо.
Людмила Костычева: - Проблема языка — это проблема национальной безопасности. Властям нужно понять, что состояние языка — это проекция нравственного, психологического состояния людей. Сейчас формирование этой проблемы происходит оторвано от своих корней. Язык — это картина нашего образа мысли, состояния нации.
Нужно создавать мощные команды профессионалов в каждой сфере общественной жизни, которые были бы наделены реальными полномочиями. Пока еще есть люди, способные это сделать...