Каждый видел на улицах Казани молодых людей с ящиками для сбора средств. Обычно на ящиках прикреплена информация о больном ребенке, с фотографией и призывом о помощи. Это может быть даже реальный ребенок, которому действительно нужна помощь прямо сейчас. Кажется, что если вы пройдете мимо, вы станете просто бессердечным человеком, не откликнувшимся на чужое горе.
Проблема в том, что отследить, сколько денег за день собирают такие волонтеры просто невозможно. И уж тем более большой вопрос, дойдут ли они до реального нуждающегося ребенка.
Редакцией мы решили провести свой эксперимент по сбору средств на улице. Взяв обычную коробку и распечатав объявление из Интернета, мы отправились в центр Казани. По дороге я гуглила, что такое опухоль Вильмса, как она проявляется и какое лечение требуется в случае болезни.
Эксперимент
Меньше чем через 20 секунд после того, как я взяла в руки заветную коробочку, с надписью “Ребенку нужна помощь!”, молодой человек на бегу закинул мне 50 рублей. Парень представился Денисом, и объяснил, что всегда старается помогать тем, кому это нужно.
- Для меня главное, чтобы эти деньги дошли, - сказал он, отдав пожертвование.
Кажется, мой вопрос, как он собирается отследить, что деньги действительно дойдут до адресата, он не понял. Тогда я призналась, что я никакой не волонтер, а простой человек, вышедший с коробкой на улице. Он действительно был немало удивлен, ведь, по его мнению, люди, попрошайничающие на улице, действительно помогают детям.
Для казанца Галяма Давликамова, пожертвовавшего 15 рублей, оказалось полной неожиданностью, что деньги, собираемые людьми с ящичками, могут и не использоваться по назначению.
- Тут раньше постоянно ходили девушки с ящиками, я им всегда давал денег, - рассказал он. - В последнее время что-то их не видно, зато на “Горках” среди машин ездит афганец на коляске, ему подаю.
Надо сказать, пока я разговаривала с Галямом, ко мне подбежала девушка и закинула в коробку монетку 10 рублей. К сожалению, вернуть их я уже не смогла, девушка убежала быстро.
Девушка Эльвира призналась, что иногда дает деньги на лечение больным детям. Она выгребла из кошелька немногочисленную мелочь, оставила себе на дорогу, а в коробочку закинула 3 рубля. Она извинялась и просила понять, что больше просто нет.
Пожалуй, самым важным пожертвованием стали 100 рублей Сергея, признавшегося, что его дочь тоже больна раком. Конечно, он понимает, что на лечение ребенка нужны немалые деньги и готов сделать пожертвование. Очень приятно, что казанцы готовы отдать последнее ради спасения других, но обманывать больше я его не смогла.
Еще за одним человеком мне пришлось бежать, чтобы вернуть ему его кровные 100 рублей. Пока я возвращала девушке ее полсотни, мужчина забросил в мою коробку купюру, а сам направился к остановке. Еще чуть-чуть и он уехал бы на автобусе. Благотворитель представился Владимиром, доцентом казанской консерватории. Поначалу он отказывался взять деньги назад. Даже мое признание, что я не из благотворительного фонда и вообще не имею отношение ни к какому нуждающемуся ребенку, он не хотел слушать.
- Я считаю, что если можешь - помоги, не можешь - не мешай, - объяснил Владимир. - Но интересно узнать итоги вашего эксперимента.
Отрадно, что не всех казанцев так легко обмануть. Пара, сидевшая на скамейке, открыто высказала мне, что не верит в такие сборы помощи, кое-кто советовал пойти работать, а одна женщина даже возмутилось: ну как не стыдно? Были и те, кто задавал уточняющие вопросы: где зарегистрирован фонд, где находится офис, сколько денег требуется и сколько уже собрали? Кажется, одна девушка мне все-таки не поверила, но чтобы не показаться бездушной, положила в копилку один рубль.
Итог
Всего за один час эксперимента нам удалось собрать 564 рубля на “лечение” ребенка. Все деньги мы вернули их владельцам, кроме, пожалуй 10 рублей. Люди подавали по-разному: кто-то положил рубль, а кто-то 100. Всего два человека поинтересовались, что это за ребенок и чем он болен. Ни один не догадался спросить официальные реквизиты благотворительного фонда.
Мы не призываем полностью отказаться от пожертвований. Это важное и нужное дело. Но будьте внимательны: на улице вас может обмануть любой человек с жалостливой историей. Как я.
Чтобы понять, насколько честны люди, которые просят на улице деньги на лечения детей, мы обратились в благотворительный фонд “Радость детства”. Там нам объяснили, что фонды никогда не ходят по улицам с ящиками.
- Это очень затратно по бюджету и ресурсам для самого фонда, а собрать нужную, особенно крупную сумму “попрошайничеством” - задача трудноосуществимая, - говорит сотрудница благотворительного фонда Ольга Ильина. - Если волонтеры и привлекаются то не для сбора средств, скорее в рамках каких-либо согласованных мероприятий для информирования и приглашения на мероприятия.
Как отличить настоящий благотворительный фонд от мошенников:
Документы фонда (устав), и полная развернутая информация о деятельности организации находятся в открытом доступе!";
У фонда есть сайт, он хорошо оформлен, и там регулярно обновляется информация, появляются свежие новости. У фонда есть аккаунты в соцсетях, которые также регулярно обновляются и наполняются подробной информацией о подопечных и проводимых мероприятиях;
Все контакты организации выложены в открытый доступ, все телефоны действительны;
Есть полная и регулярная отчетность - либо в свободном доступе, либо по первому же запросу;
Фонд активно сотрудничает с прессой и известными компаниями, организует акции и мероприятия в городе. Хороший показатель – сотрудничество с крупными корпорациями: их службы безопасности тщательно проверяют всю информацию и не связываются с сомнительными благотворителями;
Налажена обратная связь. У фонда есть множество отзывов и откликов, родители оставляют свои комментарии и благодарности, фонд отвечает поступающие вопросы.