Завтра казанский «Рубин» проведет второй свой матч на новом футбольном стадионе «Казань Арена». Есть опасения, что встреча с ЦСКА в рамках чемпионата России привлечет меньше зрителей, чем первый матч (36 тыс.), поскольку тогда люди пришли посмотреть по большому счету не на футбол, а на саму арену, не уступающую еврообразцам. Однако директор стадиона Радик Миннахметов, который возглавил дирекцию объекта еще на этапе строительства, эти опасения не разделяет. В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» он честно рассказал о проблемах в организации, которые возникли по ходу первого матча на стадионе, и о том, как 45-тысячник планирует выходить на самоокупаемость.
ПЛАНИРУЕМ СМЕНИТЬ СХЕМУ ДВИЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ МАТЧА
— Радик Заудатович, как говорится, то, «о чем так долго говорили большевики, свершилось». Первый матч на «Казань Арене» как революция местного масштаба. Мы убедились в этом даже по рекордному количеству пришедших на матч с «Локо». В нашей газете мы дали оценку этого матча, болельщики забросали нас комментариями. Причем разными... Интересно, как вы оцените проведение первого матча на «Казань Арене»? Все-таки у вас взгляд изнутри.
— Несмотря на все проблемы, которые были на первом матче, мы считаем, что работа была проделана эффективно. Много центров, влияющих на процесс организации матча, — это администрация стадиона, футбольный клуб, МВД, городские структуры, нам еще нужно отрабатывать систему взаимодействия.
— Чем остались недовольны?
— Отрицать негатив, прозвучавший со стороны зрителей, нет смысла. Возникли сложности, которые уже многие проговорили: навигация, выезд с парковки и курение в туалете, в частности.
— Как планируете решать проблемы с парковкой? Вернее, с выездом с нее? Это один из самых больных вопросов.
— У нас 4,5 тысячи парковочных мест. На большой парковке около 3,2 тысячи мест. У нас с нее есть пять выездов. Мы хотим разделить потоки движения, чтобы с одной стороны парковки можно было выезжать только налево, а с другой — только направо. Планируем на время выезда зрителей матча с парковки на несколько часов сменить систему движения у стадиона так, чтобы не создавать неудобств тем, кто хочет проехать мимо, и тем, кто выезжает с нашей парковки. У улицы Чистопольской и проспекта Ямашева хотим сделать так, чтобы не было прямого выезда на дорогу, а была возможность выехать только через разворот под мостом на Сибирский тракт или же на развязке Чистопольской-Ямашева. Расстояние до узкого места и выезда увеличится, будет длинное плечо и динамика, что должно увеличить пропускную способность дороги. Если вы заметили, у зрителей не было претензий перед матчем касательно парковки. Все спокойно нашли места, смогли быстро до них добраться и пошли на стадион. Проблемы возникли позже. На выезд планируем режим поменять. По разным оценкам, время выезда с паркинга составило около часа. Мы хотим довести это время до 30 минут. Главное — снять критическую массу в первые 15 - 20 минут, а дальше уже движение само собой пойдет. В ГИБДД города пообещали проработать предложенный нами вариант.
Общественный транспорт как был на своих остановках, так там и остается. Варианты улучшения транспорта в дни матчей пока прорабатываем. По общественному транспорту много вопросов, они пока в стадии решения. Проблема есть.
Хотим организовать отдельную парковку для такси. Ищем компанию-партнера стадиона на эксклюзивные перевозки в день матча. Будет специальная парковка, куда зритель может подойти, и его там уже будет ждать машина. Цена на проезд должна быть рыночной, иначе смысла делать подобные вещи нет, люди их не примут.
— Были проблемы с проходом на стадион, не везде работали турникеты.
— В течение получаса проблему мы устранили, она была на одном секторе, сервера работали не на полную мощность, не обеспечивая необходимой скорости.
Кроме того, в силу объективных причин на первом матче использовались билеты, подготовленные для Центрального стадиона с соответствующей навигационной схемой. Дополнительно к билетам прилагалась схема стадиона «Казань Арена», но на нее, к сожалению, мало кто смотрел. Со второй игры будут использоваться билеты, изготовленные специально для матчей, проходящих на «Казань Арене», с соответствующей навигацией на обороте.
Для простоты ориентирования в системе навигации стадиона вместо сторон света используется цветовое зонирование трибун: А (запад) — красный цвет, В (юг) — желтый, С (восток) — зеленый и D (север)— синий. Предполагаем, что, посетив пару матчей, наши зрители привыкнут к этой системе и перестанут испытывать трудности с поиском своего места.
— Проблему с навигацией признаете?
— В продолжение предыдущего вопроса замечу, что это вопрос не столько навигации, сколько стюардов. Какими бы большими буквами мы ни написали, как пройти на ту или иную трибуну, если официальные лица, а стюарды — это официальные лица, не могут помочь, будут проблемы. Люди ведь на объекте впервые. Тем, кто купил билет на трибуну А, но зашел со стороны трибуны С, не всегда объясняли, как попасть на свое место. На самом деле все просто, нужно было обойти стадион либо внутри зрительской галереи, либо снаружи по часовой стрелке. Сквозной проход закрыт лишь через трибуну D (синяя зона), где осуществляют проход фанаты гостей. Остальные трибуны доступны, но ведь это человеку надо было просто объяснить: идите налево или идите направо до указателей.
— Как планируете проводить работу со стюардами?
— Стюарды — это вотчина клуба, у нас четко разделены полномочия, и вопросы безопасности находятся под ответственностью клуба. В идеале на стадионе должна быть собственная школа стюардов, такая практика повсеместно используется. Нужно обозначать стипендию стюардам: некая сумма в месяц и в день матча отдельная оплата. Нужно создавать пул подготовленных людей, которые могли бы обеспечивать безопасность на арене и входить в общую систему гостеприимства, которая есть на стадионе. Нечто подобное волонтерам на Универсиаде, но если они работали бесплатно, то стюарды должны получать деньги, пусть и не большие, должны быть и перспективы роста внутри структуры. Человек будет мотивирован, и ему будет интересно проходить обучение. Мы хотели бы улыбающихся стюардов, которые могут обо всем рассказать и показать. Здесь нам с клубом еще предстоит работать в этом направлении, чтобы выработать единую концепцию. Со стюардами планируем провести встречу перед матчем с ЦСКА, чтобы не возникало таких вопросов, которые были на игре с «Локомотивом», понимаем, что проблему так просто не решить, но и отрицать ее нельзя.
— Были ли проблемы с питанием зрителей?
— У нас не одна компания работает, слишком большая ответственность по кейтерингу. Три фирмы работали на матче по организации питания. Мы точно так же открыты к сотрудничеству, если кому-то интересно, то мы можем предоставить площади в аренду.
По предварительным прогнозам, с аренды точек питания план выйти на цифру в 1 миллион рублей с каждого матча.
Считаем, что тот факт, что еда закончилась, — это неплохо и это не провал, если говорить с экономической точки зрения. Хорошо продавались традиционные фаст-фуды: шаурма, хот-доги, попкорн, мало где остались суши — наше ноу-хау. Однако диверсифицировать процесс необходимо. Вероятно, будем увеличивать количество небольших точек продаж питания. В этом плане интересен американский опыт. На входе на стадион или же перед началом матча открывают продажу снэков — чипсы, начесы и что-то в этом роде. В перерыве, когда идет самый большой поток зрителей к фуд-кортам, начинают предлагать уже горячую еду и закуски, например, сэндвичи, ход-доги и прочее, а уже потом десерты — мороженое, поп-корн и так далее. В итоге человек получает разнообразную еду по ходу всего матча. Кроме того, отдельные продажи будут осуществляться непосредственно на трибунах специальными продавцами — хокерами, которые будут разносить еду последовательно, в соответствии с «американской концепцией».
В АРЕНЕ ПОЯВИТСЯ ДЕТСКИЙ ГОРОДОК
— Сейчас провели футбольный матч. Ваша концепция про «город в городе» на каком этапе находится?
— На площадке перед ареной всегда какая-то активность, появился инвестор на благоустройство набережной. Сейчас реализуем два проекта: это зал для боев Crossfit ММА и Kid Space. Зал MMA уже открыт и приглашает всех желающих, детский городок Kid Space будет запущен в октябре и будет работать круглогодично без привязки к дням матчей. Появится полноценный семейный сектор. Все пришедшие на футбол родители смогут без проблем оставлять детей в детском городке на время матча. Кроме того, родителям во время футбола будут созданы комфортные условия с фуршетом и дополнительными сервисами.
— Это все будет входить в стоимость абонемента на семейный сектор?
— Это будет зависеть от того, как мы договоримся с Kid Space и клубом.
— Как активно продаются ложи?
— На игре было занято около 40 лож, плюс в двух ложах мы продавали билеты в розницу. Как было видно, часть лож оставалась незаполненной, они доступны к свободному бронированию на последующие матчи. Есть люди, которые открыто говорят, что будут ходить только на топ-команды, возможно, сделаем для них спецпредложение, когда можно купить ложу только, например, на 5 ключевых матчей, а все остальное время она будет в распоряжении стадиона.
— Понятно, что из 36 тысяч зрителей большая часть пришла посмотреть не на футбол, а на стадион. На ваш взгляд, сама организация матча сколько человек вернет?
— Думаю, большинство вернется еще раз. Многие понимают, что это был только первый матч и есть какие-то недочеты в организации. Мы проводим аналитику и все недочеты будем исправлять. Сейчас анализировать проще, люди активные и все сразу рассказывают и публикуют. Этим нам зрители сами здорово помогают. Спасибо за все отзывы и полученную обратную связь.
— Стадион вмещает 45 тысяч, пришли на матч 36 тысяч, но при этом все билеты были проданы. Куда делись еще 8 тысяч человек?
— Стадион — 45-тысячник, но есть места для маломобильных групп населения, места, которые закрыты рекламными баннерами. У фанатов гостей почти 7 тысяч было, но их пришло меньше 2 тысяч. Кроме того, некоторым ведомствам отдали билеты, и не все захотели пойти. В этом зло бесплатных билетов, благо в «Рубине» это понимают. Квота должна быть небольшая для тех, кто строил арену. То есть сказались все факторы. Прессу мы считаем как зрителей?
— Нет.
— А они являются частью 45 тысяч. Журналисты, VIP-гости. В целом должно быть в районе 43 тысяч. Вообще, мы планируем слепые зоны завешивать рекламой. Но то желание, чтобы было на матче как минимум 36 тысяч зрителей, — это объективно.
«ХОТЕЛОСЬ БЫ В «РУБИНЕ» ВИДЕТЬ ЗВЕЗД»
— Ваш бизнес завязан на том, как будет «Рубин» играть. Возможно зарабатывать деньги, если клуб будет находиться в зоне вылета?
— Я думаю, когда на стадионе чувствуешь себя комфортно, можно просто прийти и поддержать свою команду. В Англии же не все команды в пятерке, а на стадионы же все равно ходят.
— Там футбол зародился, и сравнивать нас с Англией нельзя. Нынешней маркетинг «Рубина» способен сделать так, чтобы люди ходили на футбол, даже если команда будет находиться в нижней части турнирной таблицы?
— Мы не занимаемся оценкой деятельности наших коллег. С нашей стороны это некорректно.
— Нужны ли клубу звездные игроки, на которых народ валит (валил)? Назову имена: Вагнер, Домингес, Халк, Кураньи, Аршавин и так далее.
— Было бы неплохо видеть в команде хотя бы звезд на закате своей карьеры, футболистов, которых знает и любит публика, но это клубные дела...
— Согласен, но мы с вами тоже должны влиять на этот процесс. Стадиону нужно зарабатывать, прессе — писать. Есть ли в «Рубине» сейчас такой игрок, на которого болельщик идет?
— Думаю, это Карадениз. Самая настоящая звезда и легенда уже клуба, молодежь пока еще только начинает подтягиваться.
— И все-таки вы будете в этом участвовать? Ваши интересы же в этом завязаны.
— Вы задаете провокационные вопросы. Мы с «Рубином» ведем совместную работу в рамках подготовки к матчам, и у нас четко распределены зоны ответственности. Все наши движения мы согласовываем, но основные решения принимают все-таки они.
— Есть ли интерес со стороны рекламодателей?
— Внутри чаши рекламу продает «Рубин», мы только продаем рекламу снаружи и внутри зрительских галерей. Интерес был большой со стороны рекламодателей, но дело в том, что матч трижды переносился, и на третий раз у всех было желание просто посмотреть на проведение матча и только потом подписать договор. Сейчас должно быть немного проще, и надеемся, что процесс пойдет активнее.
— Сколько планируете заработать на рекламе?
— Важно понимать, что аренда, которую платит «Рубин», практически полностью уходит на обслуживание стадиона в день матча. Уборка, коммунальные услуги, наем временного персонала и многое другое, что зритель не видит. Основные доходы от рекламы в день матча завязаны на телетрансляциях. Первый сезон покажет, какой доход можно получить непосредственно от рекламы.
— Матч с ЦСКА уже в субботу, успеете устранить все недочеты?
— Думаю, что успеем. Вариантов у нас нет...
— Успехов вам и вашей команде!