Очередным этапом развития скоростного железнодорожного движения явилось строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) – качественно новой организации движения и беспрецедентной безопасности перевозки пассажиров. Высокоскоростные магистрали безопасно и быстро перевозят миллионы пассажиров. Усилия специалистов разных стран в этой области уверенно выводят эту отрасль в передовые, делая транспортом будущего. Наша страна тоже постепенно начинает окутываться сетью высокоскоростных магистралей. Сейчас можно быстро добраться до Петербурга из столицы, а всего через 2-3 года должна появиться ВСМ Москва-Казань, которая для многих пассажиров станет альтернативой достаточно дорогостоящим полетам на самолете.
Как развивались ВСМ?
Первые попытки строительства и удачного испытания скоростных вагонов на электрической тяге были предприняты немецкими специалистами в начале 20 века. Другие европейские страны подключились к изучению этого направления, но первая ВСМ построена в начале 60-х годов 20 века на острове Хонсю (Япония). Она имела протяжённость чуть более 500 км с допустимой скоростью 210 км/час. Это был популярный маршрут, который окупил вложения через 7 лет. СП в Японии получили широкое развитие, и она до начала 80-х годов оставалась лидером в этой индустрии. Сейчас лидером по протяженности высокоскоростных магистралей является Китай, у которого больше магистралей, чем во всех вместе взятых странах.
Три скоростных поезда мира
Особое впечатление на пассажиров производят высокоскоростные поезда. Их сейчас в мире достаточно много, здесь представлены поезда, участвующие в перевозке пассажиров.
Победителем считается Шанхайский маглев, спроектированный и построенный немецкими специалистами. Скорость передвижения составляет 430 км/час, благодаря принципу магнитной левитации. Маглев – это сокращение словосочетания «магнитная левитация». Вагон, без обычных колёс, охватывает Т-образный рельс, расположенный на бетонном основании. Соприкосновению деталей вагона и рельса препятствуют магнитные силы, исключается сопротивление, вызванное трением колёс о рельсы. Просто как всё гениальное, но требует применения новейших технологий в технике, строительстве, безопасности, программном обеспечении.
Второе место занимает разработка инженеров из Китая – поезд назван «Фусин». Он двигается по рельсам по маршруту Шанхай – Пекин и развивает скорость 350 км/час. Первый рейс был совершён осенью 2017 года. Это самый быстроходный рельсовый поезд.
На третьем месте находятся очень надёжные творения японских инженеров – поезда магистралей Синкасэн. Они начали движение в 1964 году и стали воплощением наиболее смелых представлений того времени о комфортабельности, аэродинамике, конструктивных характеристиках и программном обеспечении. Сейчас лидером считаются поезда серии 500, которые способны ехать 350 км/час, однако коммерческая скорость снижена 300 км/час. Японские специалисты продолжают поиски новых возможностей магнитной левитации, и планируют после 2025 года запустить в эксплуатации поезд, скорость которого превысит 600 км/час.