Что плохого и хорошего произойдет после присоединения Зеленодольска и Лаишево к Казани

11.04.2017, 15:33 , Служба новостей

В конце марта в Москве на совещании, посвященном обсуждению Генерального плана Казани, Рустам Минниханов поднял вопрос о реализации проекта «Большая Казань» и заявил, что в будущем в эту зону попадут Зеленодольск, Лаишево и Верхнеуслонский район. Напомним, ранее представители Татарстана обратились за помощью к московским коллегам в части дальнейшего планирования столицы республики и использования современных тенденций градостроения.

О том, когда проект будет реализован, пока неизвестно. Известно, что сейчас в правительстве республики анализируются все предложения с точки зрения дальнейшего развития транспортной инфраструктуры.

Портал ProKazan.ru решил выяснить, как к присоединению трех больших частей республики к Казани относятся жители Татарстана, узнал у экспертов, целесообразно ли это и проанализировал московский опыт.

О масштабности Казани и том, как она может «догнать» Москву

По сути, реализация проекта «Большая Казань» позволит увеличиться до московских масштабов. И если сравнивать Казань с Москвой, то истинная Москва лишь в два раза больше столицы Татарстана — площадь Москвы внутри МКАД составляет 870 квадратных километров (это треть всей территории нынешней Москвы), тогда как площадь Казани — 425 квадратных километров.

«Большая Казань» напоминает проект «Большая Москва» или, привычнее говоря, «Новая Москва», когда в 2012 году благодаря присоединению части Московской области столица стала больше более чем в два раза. В частности, тогда к Москве был присоединен самый большой по площади административный округ Москвы — Троицкий, известное всем Барвихинское сельское поселение и аэропорт Внуково. Сейчас общая территория Москвы составляет более 2,5 тысяч квадратных километров.

В теории можно предположить, что «Большая Казань» станет в плане территории серьезным конкурентом «Новой Москве». Если воспользоваться сервисом «Яндекса» и измерить расстояние от южной границы «Новой Москвы» (район села Рогово) до Московского Кремля, то напрямую мы получаем расстояние примерно в 85 километров. Расстояние от Зеленодольска до Казанского Кремля — чуть более 40 километров.

Ниже вы можете увидеть расстояние от крайних точек границ «Большой Москвы» и «Большой Казани».

Расстояние от южной до северной границы Москвы (от села Рогово до Северного Медведково) — около 110 километров по прямой.

Расстояние от одной вероятной крайней точки «Большой Казани» до второй (Зеленодольск и Лаишево) — по прямой порядка 100 километров.

Эксперты о плюсах и минусах от присоединения территорий к Казани

Портал ProKazan.ru решил выяснить у экспертов, насколько целесообразно такое расширение Казани, какие плюсы и минусы могут ожидать город.

«Если мы присоединяем дополнительные территории, у города увеличивается количество земель как ресурса, больше налогов поступает в бюджет»

Заведующая кафедрой государственного и муниципального управления КФУ Ирина Глебова считает, благодаря реализации проекта «Большая Казань» выиграет сама Казань, а жители присоединяемых территорий могут столкнуться с рядом возможных проблем.


Заведующая кафедрой государственного и муниципального управления КФУ
Ирина Глебова

- В принципе, от этого присоединения выигрывает Казань, - прокомментировала порталу ProKazan.ru эксперт. - Если посмотреть, основные доходные источники бюджета формируются от налога на доходы физических лиц и земельный налог. Соответственно, если мы присоединяем дополнительные территории, у города увеличивается количество земель как ресурса, больше налогов поступает в бюджет. Точно так же увеличивается количество жителей.

С другой стороны, насколько это выгодно для граждан? Во-первых, любое присоединение обязательно должно происходить только с согласия людей, проживающих в муниципальных образованиях. По уже имеющемуся опыту, люди не всегда были готовы и согласны к присоединению, потому что они четко осознают: когда территория присоединяется к городу, то увеличиваются тарифы на жилищно-коммунальное хозяйство, увеличивается налог на землю. Расходы у них растут, а реальные доходы, по сути дела, остаются теми же.

Также, по словам Ирины Глебовой, проблемы могут возникнуть с точки зрения управления.

- Местная власть лишается своих полномочий, потому что они уже будут входить в состав города (скорее всего, это уже будут районы города). В соответствии с федеральным законодательством, наличие муниципального образования внутри городского округа не предусматривается. В итоге они теряют свою независимость, власть, налогооблагаемую базу и так далее. Я думаю, тоже здесь возникнет ряд противоречий управленческого характера.

«Надо развивать Казань в пределах существующих границ, делать красивой набережную на Волге, Казанку благоустраивать»

Заведующий кафедрой географии и картографии КФУ Михаил Панасюк в беседе с ProKazan.ru отметил, что для формирования четкого мнения нужно взвесить все аргументы, но, в целом, высказался за «компактный и комфортный для проживания город».


Заведующий кафедрой географии и картографии КФУ
Михаил Панасюк

- Комиссия по генплану Казани, в состав которой я вхожу, выбирая различные варианты развития, высказалась за комфортное и компактное проживание. Надо развивать Казань в пределах существующих границ, поворачивать Казань «лицом» к реке, делать красивой набережную на Волге, Казанку благоустраивать, повышать комфортность проживания населения. Вот задачи, которые нужно решить, - прокомментировал эксперт.

Михаил Панасюк отметил, что между Зеленодольском и Казанью (так же, как и между Лаишево и Казанью) — большой объем неосвоенной территории, взглянув на который можно увидеть лишь «пустое пространство, затем деревни, затем снова пустое пространство и так далее». И первое, что потребуется сделать — это улучшить инфраструктуру, а это большие затраты. Лучше, по мнению, эксперта, продолжить заниматься строительством дорог в городе, в частности, строить объездные дороги, которые позволяли бы жителям Казани избегать пробок, которые особенно часто образуются в момент выпадения большого количества осадков.

- Расширение потребует того, что затраты пойдут не на развитие города в черте Казани, надо будет потратить их на системы коммуникаций. Кроме того, жители Зеленодольска, насколько я знаю, не очень торопятся быть жителями Казани. Нужно 2 часа добираться в одну сторону, а тратить в день 4 часа на дорогу — это очень сложно. Реально, 40-50 минут в одну сторону — это предел доступности, на который соглашается человек для поездки на работу. Причем в Казани нельзя найти зарплату, которая была бы раз в 5-6 больше, чем в Зеленодольске. Вопросом присоединения надо заниматься, все хорошо изучить.

Мнение жителей: больше половины высказались против

Мы провели опрос среди жителей Казани и Зеленодольска, пытаясь понять, как они сами относятся к возможному присоединению. Как оказалось, мнение казанцев по этому вопросу не оказалось не оказалось единодушным — мнения разделились почти наполовину.

Зато жители Зеленодольска высказались скорее «против», чем «за» - целых 60 процентов несогласных против 14,5 процентов тех, кто был бы не против присоединения (около 24,5 процентов решили воздержаться).

«Казань на своих окраинах порядок навести не может - дороги как после бомбежки. Думаете, что-то будет доставаться Зеленодольску и прочим?»


Жительница Зеленодольска
Любовь Толстихина

- Не нужно этого вообще! Казань на своих окраинах порядок навести не может - дороги как после бомбежки. Думаете, что-то будет доставаться Зеленодольску и прочим? Да что там окраины - сколько заброшенных домов каменных стоит в аварийном состоянии в нашей столице! На них денег нет. Думаете, найдутся на Зеленодольск? Резко взлетят цены - мы же вроде будем Казанью. А зарплаты останутся такими, как и были в Зеленодольске.

Я резко против! К тому же Зеленодольск - город со своей историей, своим лицом, своим прошлым! Так же можно сказать о каждом поселке. И есть риск потерять это лицо, как это случилось с городами возле Москвы, которые она к себе присоединила, а потом проглотила и не поперхнулась, превратив в спальные районы, - прокомментировала Любовь Толстихина, жительница Зеленодольска.

Как укрупнение города отразилось на Москве? Плюсы - московская прописка, новые возможности для развития бизнеса и строительство жилья. Минусы - расширение зоны платной парковки

К слову, в этом году Новая Москва отметит первый юбилей – 5 лет. Жители столицы поделились с порталом ProKazan.ru своим мнением по поводу того, что произошло со столицей, назвали плюсы и минусы.

Никита Сайткулов, SEM-специалист в международной компании, переехал в Москву из Казани в январе 2012 года:

- Само расширение Москвы на социальный класс, к которому я отношусь (офисный работник), никак не повлияло. На квартиру в Москве все равно не заработаешь – либо влезешь в долговую кабалу лет на 20. Первоначальную выгоду от такого расширения, в первую очередь, получили крупные подмосковные лендлорды, что в свое время за бесценок покупали заброшенные земли колхозов. Была земля подмосковная – стала московская, со всеми вытекающими последствиями в виде московской прописки в построенных на этих местах новостройках. А значит – и повышенным спросом среди населения.

В целом, к подобным расширениям отношусь как к подготовке к укрупнению городской агломерации. Забавный факт – возвращался как-то домой на такси. Попался местный старожил – рассказывал мне, что в 1950-х годах Кунцево чуть ли не деревней было. Сейчас же это полноценный городской район. Москва растет. Растет и Казань. И, по-моему, это хорошо.

Владислав Гладенков, директор интернет-магазина масел из Египта и ОАЭ:

- В целом, думаю, что мнения у москвичей разделились. Для кого-то это возможность купить жилье в новой Москве по доступной цене, а кого-то беспокоит увеличения трафика в метро с новых районов Москвы.

Я лично отношусь к присоединению положительно, так как это дало новые возможности для развития бизнеса. Интернет-торговля вплотную связана с ежедневной логистикой. Доставка заказов в новые районы Москвы стала быстрее и дешевле за счёт развития дорожной инфраструктуры, улучшилась транспортная доступность, как наземного, так и подземного транспорта, целыми районами строятся жилые дома, дороги, торговые центры и тд.

Из минусов можно отметить то, что медленно, но верно расширяется зона платной парковки, это уже коснулось районов вблизи МКАДа, и, как следует ожидать, в скором времени это может коснуться и Новой Москвы. Из временных проблем - большие пробки из-за расширения дорог, но уже сейчас стоит отметить большое количество построенных развязок и открытых новых трасс.

Как итог мы объединили возможные плюсы и минусы от создания проекта «Большая Казань» в небольшую таблицу. Отметим, что все эти данные несут лишь характер прогноза.