Говорят, слезы пожара не тушат - это правда. Тушат огонь обычные люди - пожарные, на которых так равняются мальчишки. Начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы города Казани по пожарной безопасности Рафис Сафин поделился с ProKazan.ru своим опытом тушения пожаров, предотвращений трагедий и рассказом, как советский мультик спас ему жизнь.
Как давно вы работаете в пожарной охране?
- Я работаю в этой сфере с 93-го года. Даже приблизительно сложно сказать, сколько пожаров было в моей жизни, но однажды, еще в 94-м году, в Москве, мне пришлось посчитать свои выезды за один месяц. Получилось - 356 раз, в среднем это 12 вызовов в день. Сейчас я не выезжаю тушить огонь, наша служба приезжает расследовать обстоятельства возникновения возгорания. В Казани, да и в целом по Республике Татарстан, выездов на пожар, к счастью, гораздо меньше. Сейчас я не выезжаю тушить пожар, мы выезжаем для расследования причин его возникновения.
Можете вспомнить самый запоминающийся случай при тушении?
- Где-то в промежутке между 1996-1998 годами, в Казани, на улице Каучуковой произошёл пожар. Там проходили железнодорожные полотна, и стоял вагон без колес, который превратили в склад. Мы приехали на место вдвоем - я и водитель, тогда в пожарной охране народу было немного. Я развернул рукав, подготовил ствол, вдвоем с водителем мы открыли вагон. И тут наступил шок: весь вагон оказался заполненным кислородными баллонами. Весь! А внутри горело уже очень хорошо, вот-вот мог произойти взрыв. Этот всего один момент показался мне вечностью. Дальше все происходило быстро на самом деле, но в моем сознании, как в замедленной съемке. Кричал водителю “Дааа-влеее-ниии-еее”, и весь вагон пытался охватить водой, сбить пламя, охладить баллоны. Не знаю, сколько это продолжалось, но после этого у меня долго дрожали колени.
Отличается ли работа нынешних пожарных?
- Разумеется, техника, используемая в пожарной охране, стала более совершенной и технологичной. К примеру, раньше, для защиты органов дыхания использовали кислородно-изолирующие противогазы - так называемые КИПы, в отличие от баллонов сжатого воздуха, это автономная система, с обычной противогазной маской старого образца. Маски постоянно запотевали, приходилось натягивать их и носом или языком протирать стекла, чтобы хоть что-то видеть. Обзор в них слабый, все не увидишь. Нередко на пожарах приходилось увеличивать подачу кислорода из баллона, который нагревался от высокой температуры и, при дыхании нагретого в избытке кислорода, случалось, что пожарные теряли сознание. Сейчас используются аппараты сжатого воздуха, с проветриваемыми от запотевания панорамными масками.
Правда, что пожарные спускаются по трубе?
- Такие части действительно есть, но не везде. Это зависит от того, какой планировки пожарная часть. Если караульное помещение, где отдыхают сотрудники находится на 2-м этаже, тогда там предусмотрена такая труба. В фильмах, конечно, смотрится эффектно.
Вам приходилось спасать людей вне работы?
- В 2001 году я вытащил ребенка, провалившегося под лед на Кварталах. Мальчишку, бултыхающегося в озере, заметил из автобуса. Вышел на остановке, пошел к озеру. Честно говоря, думал, что к этому времени уже кто-то поможет ему, но он так и оставался один. Только когда пополз по льду, подбежал еще один мужчина. Лед был тонким, и я тоже провалился. Мне повезло, я нащупал ногой какую-то кочку, вода доходила мне до подбородка. Найдя точку опоры, я выбросил мальчика на поверхность и крикнул “Ползи!”. Меня уже лед не выдерживал, и я вспомнил советский мультик про олененка, который провалился под лед и выламывал его, чтобы спасти. Тогда я начал набрасываться грудью на поверхность льда, ломая ее, пока не доплыл до берега.
Вы сейчас не выезжаете тушить огонь, так чем занимается ваша служба?
- Суть в том, что работу службы тушения видно: вот человека спасли, дом потушили, защитили соседние дома… Это работа романтичная, мне было приятно даже ночью вскакивать и ехать на пожар. Часто слышал “Спасибо, сынки!” и чувствовал свою надобность. А Госпожнадзор - это служба профилактики пожаров. Мы проверяем объекты, выписываем предписания для устранения, наказываем, если требования безопасности были нарушены или своевременно не устранены, занимаемся расследованием причин. Очень важно пропагандировать среди людей простые правила: рассказывать последствиях, объяснять, как парковать авто во дворах, чтобы они не мешали пожарным. Не всем, разумеется, наша работа нравится, особенно некоторым руководителям организаций.
Вам поступали угрозы?
- С первых дней моей работы в Госпожнадзоре! Меня прозвали “генерал”. Так и говорили мне: “Генерал, мы тебя на “водопаде” утопим”. Водопадом назывался ТЭЦ-1, где из Кабана закачивается вода с одной стороны и выливается с другой, возвращаясь в озеро. Как правило, реагирую на все это с иронией.
Как часто люди отказываются слушать вас?
- Люди у нас привыкли жить на “авось”. Много лет все было нормально, значит и сейчас не произойдет. Возгорания же не происходят сами по себе, если это случилось, значит было какое-то нарушение. Надо понимать, что противопожарные требования - не наша прихоть, а необходимость. Каждое требование установлено исходя из анализа происшедших пожаров не только в России, но и во всём мире. Другими словами, "написаны на крови". Даже украшенная лестничная клетка с горшками цветов может серьезно повлиять на безопасность людей в экстренной ситуации. Представьте, что при задымлении подъезда вы споткнетесь о такую красоту. Упадете, а если будет толпа, на вас попадают другие люди. Есть и психологический фактор: когда человек встречается с чем-то непонятным, то в панике он может повернуть назад.
Были ли упрямые жертвы?
- Помню, один нарушитель проводил битумоварочные работы по замене кровли. Я его тогда проинструктировал, что необходимо соблюдать правила пожарной безопасности не только при работе, но и в быту. Составил на него протокол, оштрафовал. А через какое-то время выехал на расследование пожара, в котором погибший был именно этот человек.
Как вы воспринимаете критику, которую высказывают вам нарушители?
- Мне в такие моменты вспоминается фильм “Эта прекрасная жизнь”. Главный герой попадает в сложную жизненную ситуацию и не хочет жить. Тогда его ангел показывает ему жизнь такую, какая она была бы, не появись он на свет. И действительно там все по-другому: город нищенствует, его брат так и не стал героем войны, потому что утонул, а тот его не спас… То есть наша профессия похожа на этот фильм, если бы мы не предъявляли требования, количество пожаров и последствий от них было бы гораздо больше.