В начале недели почти все казанские СМИ раструбили о "серебре" Тимура Тимерзянова. В самом престижном "королевском" дивизионе "Д1" в ралли-кроссе земляк занял второе место, сообщали они. Оказалось, поспешили. Тимерзянов выиграл медаль, но какую - пока неизвестно.
"Он перелетел через бордюр и приземлился у меня на капоте"
- Вы уж пока не пишите, что "серебро" взял, - улыбается Тимерзянов и объясняет, почему поздравлять его еще рано. - На седьмом этапе у американца, который по итогам чемпионата занял третье место, была дисквалификация за некорректную езду. Ему дважды показали "черный флаг" и не дали очков. Он подал апелляцию, сейчас идет судебное разбирательство. Если добьется отмены наказания, то он станет вторым, а я третьим.
- Как оцениваете свое выступление в целом?
- Это первый сезон, много ошибок... На одном этапе меня выбили с трассы, на другом я сам врезался в отбойник. Разочарование доставил и последний этап. Если бы не этот американец... Я был его целью в финале. Во время гонки он перелетел через бордюр и приземлился у меня на капоте. Я слетел с трассы и в итоге я приехал только четвертым, а он - третьим.
- В следующем году планируете остаться в этом же классе?
- Сейчас сказать что-то трудно... Если будет бюджет, то поедем в том же классе, но на другой машине - Citroen DS3. В этом году ездил на C4, но хочу пересесть на новую модель.
- Много кубков у вас на полке?
- Хватает. Соревнования были разного уровня, так что успел достаточно наград завоевать. Правда, полки для них пока нет (Смеется).
"С Миннихановым часто пересекаются траектории"
- Как вообще решили заняться автоспортом?
- В детстве я занимался акробатикой, но после перелома руки не смог восстановиться. Пошел заниматься футболом, но с этим тоже не сложилось. В 12 лет увлекся картингом. Как-то отдыхали на море с друзьями семьи, они мне и сказали: "Давай, давай, не бросай картинг!" Вот, до сих пор занимаюсь картингом. Когда есть возможность, участвую в соревнованиях. Это отличная тренировка перед этапами ралли-кросса.
- Что скажете об уровне российских гонщиков? Если посмотреть на состав пилотов в WRC и Формуле-1, он не высок.
- В WRC только Новиков выступает, но он при деньгах. Его отец, по-моему, банкир. Он едет на грани риска. Много аварий, часто не доезжает до финиша... Из 9 гонок два раза только финишировал. Хочу ли я попробовать себя в ралли? Мечта есть, но надо сесть за руль раллийной машины. Там своя специфика. В WRC тебе подсказывает штурман, а в ралли-кроссе чисто зрительное восприятие трассы.
- Народ в Европе ходит на ралли-кросс?
- Рекордное количество зрителей на чемпионате Европы - 28,5 тысяч человек. Это было в Швеции. Во Франции, например, местный чемпионат собирает 42 тысячи зрителей. В России? Меньше 500 наверное...
Хотя власти в Татарстане автоспорт поддерживают. Во многом это связано с увлечением нашего президента. Кстати, мы давние соперники. По автоспорту. У нас часто пересекаются траектории.
- Есть с кого брать пример?
- Если имеете в виду кумиров, то я ни от кого не фанатею. Есть уважение к определенным людям - Шумахеру, Себастьяну Лебу. Куда бы судьба их ни кидала, они наверху.
- За Формулой-1 следите?
- Нет, мне это не интересно. Формула-1 - это коммерческие гонки. Гонка техники, вооружений... Понимаете, ни один пилот Ф-1 не смог выступать в ралли, а обратных примеров - очень много. В Ф-1 важную роль играет электроника.
"Автогонки в России - пустая трата денег"
- До ответственных матчей футболисты садятся на сбор. А как автогонщики готовятся к заездам?
- Тренер дает указания по физподготовке. Перед сезоном проходим тесты. Вот и все... Поменьше пить, поменьше гулять. Шесть месяцев в году приходится держать себя в руках и лишний раз не увлекаться этим. А то затягивает (Улыбается).
- Почему автогонки развиваются в России не так быстро?
- В автоспорте нужны приличные финансы. Люди заходят в эту сферу, но некоторое время спустя их интерес пропадает. На сегодняшний день автоспорт в России - это пустая трата денег. С этого ничего не зарабатываешь. Призовые? Они мизерные. В России призовые даже больше, чем в Европе. В Татарстане есть хотя бы какое-то вознаграждение. А в Европе за первое место платят 700 евро. Но при этом гонщикам за границей проще найти спонсора.
- А сколько стоит один сезон в ралли-кроссе?
- Это секрет. Есть спонсоры. Первые годы пришлось свои деньги вкладывать. Что лично я имею от автоспорта? Престиж, победы, удовольствие. Гонки - не единственное мое занятие. Жизнь продолжается и нужно думать о своем будущем. Карьера когда-то завершится. Вот проеду в следующем году, и потом посмотрю - надо мне это или нет. Времени мало на личную жизнь. За полгода в Казани бываю только три дня.
"У ГИБДД подход к камерам такой: спрятать получше"
- Вообще любите гонять в жизни? Какую максимальную скорость развивали?
- На гоночной? Ой, я даже не замечал. В ралли-кроссе коробки у нас ограничены - максималка 190 км/ч. Смысла нет гонять - длинных прямых нет. На кольце - где-то 230 км/ч. На обычной машине - 260 км/ч. Вообще гонять не любитель. Я езжу спокойно, потому что выплескиваю адреналин на треке. Стараюсь никуда не спешить. Тем более сейчас везде камеры...
- Значит, "письма счастья" не так часто получаете?
- Бывает приходит, но по мелочи - 100, 300 рублей. Крупные штрафы - только на трассе, а в городе езжу спокойно.
- По вашему, камеры видеофиксации пользу приносят или просто выуживает деньги у водителей?
- Камеры, безусловно, нужны, но они должны работать по-другому. Если взять Европу, то там камеры настроены на 80 км/ч. Стоят знаки предупреждающие. А у нас подход другой - спрятать получше.
- Те же футболисты после сезона видеть не могут мяч. А у гонщиков бывает отвращение к автомобилям?
- Нет, за рулем совершенно не напрягаюсь. Когда последний раз садился на общественный транспорт? На метро в Москве.
"Нарушения ПДД - это зараза"
- Часто сталкиваетесь с хамством казанских водителей?
- Есть понятие беспорядочное движение - это и в Москве, и в Казани. Российский менталитет. В Европе водители совершенно спокойно уступают тебе дорогу, и даже улыбаются, а здесь всем видом говорят: "Ну, давай, вали! Что ты тут встал?" Люди злые почему-то.
За границей двойная сплошная - это как стена. У нас по ней зигзагом ездят. Сегодня ехал по Вишневского, а там по двойной сплошной встречка едет. И ладно бы ехали тихо и осторожно - они лихачат! Нужно иметь терпение. Правила для всех одинаковы. Почему случаются аварии лоб в лоб? В Европе подобные ДТП - нонсенс. Для наших людей дорожный знак - это просто табличка.
Взять штрафы. В Европы меня останавливают и иногда спрашивают: какие штрафы в России. Узнав, что у нас штрафы от трех евро, полицейские улыбаются. У них за приличное превышение лишают прав. А в Финляндии, например, отбирают права, если за год набрал три любых штрафа.
- Какой совет могли бы дать начинающим водителям?
- Соблюдать правила дорожного движения! Нарушения - это зараза. Нарушишь раз, и будешь делать это всегда. Конечно, гоняя, ты выплескиваешь адреналин, но знаю примеры среди своих знакомых, для которых подобное заканчивалось трагически. Буквально на днях разбилась знакомая девочка... На трассе в Боровых...
- Имеете в виду Камиллу Хакимову?
- Да... Я знал ее родителей... В день аварии я был на соревнованиях и пока не знаю всех подробностей. Говорят, скорость была свыше 170 км/ч? Даже при 120 км/ч шансов выжить у водителя нет - не спасает даже "Мерседес".
"Окушки" - маленькие, но такие вредные!"
- Вы сами какие автомобили предпочитаете?
- Мне в принципе без разницы, на какой ездить. Была обычная легковая - Audi A5, сейчас Range Rover. Сейчас мне больше нравятся полноприводные машины.
- Наверное, на Range Rover чувствуете особый статус на дороге?
- Не в габаритах дело. По своему опыту знаю, что самые опасные машины - это "Окушки". Маленькие, но такие вредные! Постоянно попадаются под колеса. Один раз на трассе не разобрался с маневром "Окушки". В итоге мою машину увезли на эвакуаторе, а "Ока" своим ходом отправилась домой.
- Высшее образование где получали?
- Учился в КГУ, очно на экономическом, заочно - на юридическом. Первые два года было полегче. А потом ввели бальный рейтинг. Автоспорт отнимал много времени и сил, поэтому было тяжело добирать баллы.
- Тему дипломных работ помните?
- На юрфаке было что-то про толкование законов. А на экономическом... Про социальную сферу. Не помню, давно все это было (Улыбается).
"Продаем частичку родины"
- Вы сказали, что гонки - не единственное ваше занятие? Ведете бизнес?
- На пару с компаньоном. В какой сфере? Нефтехимия и нефтепродукты. Много направлений хотим осваивать. Занимаемся экспортом. Продаем частичку родины (Смеется).
- "Черное золото"?
- Ну, "черное золото" нам не дают еще.
- Успешно?
- Рынок давно уже состоявшийся. Кто-то зарабатывает приличные деньги, и тут ты приходишь с амбициями. Откромсать что-то бывает тяжело. Чтобы получить контракт, нужно пройти очень много ступеней. Если захотят вставить палки в колеса - вставят.
- Насколько плотно получается заниматься бизнесом?
- У меня хороший партнер, который в этой сфере уже очень давно.
"Купил iPhone не потому, что это модно"
- На отдых получается выделять время?
- Недавно недельку отдыхал в Турции. Зимой почти не получается выбраться. Люблю море, жаркие страны. Увлекаюсь горными лыжами. Чтобы не уезжать далеко, катаюсь на казанских трассах.
- Где больше всего любите отдыхать?
- С детства каждый год езжу в Крым. Там именно отдых, а не гулянки. В Турции отели all inclusive, позволяешь себе побаловаться алкоголем, погулять на дискотеках, покуражиться. Бывает, приезжаешь с друзьями в Турцию, но ни разу с ними не видешься - после вечеринок сразу спать.
- Многие спортсмены имеют микроблог "твиттер". Какие отношения с интернетом у вас?
- Не ахти. Меня нет ни в одной из социальных сетей. Захожу в Интернет, чтобы почитать новости, посмотреть какую-то информацию, проверить почту. Смотрю видеоролики с гонок.
- Смотрю, у вас iPhone. Вы любитель техники? Следите за новинками?
- Это хороший телефон, но я купил его не потому, что это модно. Есть ли iPad? Есть, беру его на соревнования. Пересмотрел все видео, которые были там. Послушал всю музыку. А как туда закачивать файлы - знать не знаю (Смеется). А на iPhone удобно отправлять фотографии друзьям. Но это не основной мой телефон - есть еще Nokia. Очень прочный и практичный.
Фото: flickr.com, autosportfoto.sk.