»Сколько лет Вы посвятили профессии?
- Более полувека. Всерьез заниматься архитектурой я стала около 30, и проработала до 81 года — никак не могла уйти. Проекты не отпускали.Вот только 2 года, как на пенсии.
»Вы потомственный архитектор?
- Нет, я родилась в Кукморе, когда окончила школу, не знала, кем стать. Приехала с одноклакссником в Казань поступать. До сих пор помню, как мы в 4 утра думали, какая профессия нужнее и важнее для людей. На приступках сельхозинститута мы решили: главное — чтобы людям было, где жить, поэтому я пошла учиться на строителя. Сначала я работала простым строителем, потом вела планерки, но мне хотелось большего. Каждый объект я внимательно изучала со всех сторон, повышала свою квалификацию. И в результате стала сама проектировать здания.
»Какими еще объектами, кроме цирка, вы гордитесь?
- У меня хранятся награды и благодарственные письма за 30 объектов, которые спроектированы мной. Каждый из них дорог мне. Это здания детской и взрослой республиканских больниц, дом актера, реконструкция Петропавловского собора, художественного фонда на Карла Маркса и 100-летнего театра в Бугульме.
»Что помогало вам в работе?
- Коллектив. Я работала в составе мастерской, мои сотрудники сделали неменьше, чем я. Один человек никогда ничего великого не сможет сделать. Сейчас зодчих очень много, они молоды и талантливы. Пусть гордятся свои трудом и будут счастливы от осознания того, что работают для людей и оставляют след в истории Казани.
»Чем занимаетесь на пенсии? Вы привыкли работать, не скучно без дела?
- Я наконец-то могу выспаться! Я всегда недосыпала. Работа очень захватывающая, полностью расходует человека. Так что я ушла на пенсию пустая. Надо было все же пораньше уйти. Нынешним архитекторам советую делать это вовремя.
»Вы следите за тем, как сейчас изменяется город?
- Временами я сажусь в машину к сыну и говорю: "Давай посмотрим город". Я восхищаюсь и сожалею одновременно. Сейчас в Казани много коробок, новостроек, они неплохие, дают своеобразную красоту городо, но по мне уж больно высокие. Раньше Казань была домашняя, уютная. Я тоже старалась по возможности закладывать элементы старой Казани. А сейчас что Казань, что Москва — слишком много похожего.
»Вы наверняка были в других городах. Где вам понравилось больше всего?
- Я была во многих городах, но даже когда была в круизе по Европе, не восхищалась ее архитектурой. Международная архитектура мне почему-то не кажется привлекательной. Казань все же мне роднее, особенно прежняя. Она такая теплая была раньше! Жаль, что почти погиб старый город, и Казань стала такой, какой наше поколение не хотело бы ее видеть. Старой, национальной архитектуры уголка сейчас уже не найдешь.
»Вашу профессию перенял кто-то из ваших близких?
- У меня есть дочь, сын и внук со внучкой. Дочка и внуки тоже архитекторы. Я очень довольна этим, потому что эта профессия, которая приносит много пользы людям, и в которой можно выйти на дорогу элиты, в число первых и лучших и общаться с великими архитекторами и другими значимыми фигурами своего времени.