Это третий и самый благоприятный по впечатлениям визит Александра Гордона в столицу Татарстана. Если раньше город встречал его масштабным строительством и связанными с ним неудобствами, то город после Универсиады порадовал столичного гостя.
- Я помню, что было ни проехать, ни пройти, - сказал столичный гость. - Конечно, было понятно, что город готовится к чему-то грандиозному, и вот сейчас я увидел результат. Чисто, прекрасные дороги. Приятно.
Как честно признался телеведущий и режиссер, о фестивале мусульманского кино он не слышал, прежде чем его не пригласили в Казань.Так же Гордон не скрывал, что интереса смотреть все фильмы "Золотого Минбара" у него не было.
- Обычно ни у кого не бывает ни сил, ни времени, ни желания смотреть всю конкурсную программу какого-либо кинофестиваля, - признался Александр Гордон. - Я сделал ход конем, приехав на заключительный день, - посмотрю только фильмы-победители. Я вообще кино не люблю, добровольно не смотрю его и не считаю кино искусством. А себя считаю несчастным человеком, которому надо снимать кино, хочется снимать кино.
Однако, несмотря на такое признание, Гордон предположил, что задуманный в Казани фильм о Рудольфе Нуриеве вполне может стать не чуть не менее успешным, чем кино о Харламове, и собрать полные залы.
- Все зависит от того, кому в голову пришла эта идея, - считает столичный гость. - Если, допустим, этот фильм задумал бы Константин Эрнст, тогда он точно имел бы успех — Нуриев ничем не хуже Харламова, и публика бы рыдала, где нужно, по задумке авторов. А если этот фильм захотел снять человек искренне любящий балет, Нуриева, но не имеющий денег, ничего не получится. Но я думаю, раз такой проект возник, речь все-таки о первом варианте, и у фильма есть будущее.
А вот о первом фильме Дениса Осокина "Овсянки" Александр Гордон отозвался вовсе нелестно - "не хватает белого медведя с балалайкой". Озвучив, что его мнение отличается от мнения многих других, и что он все-таки предпочитает считать верным свое, Гордон назвал фильм Овсянки "скверным кино".
- В нем есть грошевая, спекулятивная составляющая, - считает режиссер. - Все является темой для искусства. Но искусство не отвечает на вопрос "Что?". Искусство отвечает на вопросы "Как?" и "Зачем?". Если это историческое исследование — почему нет? Но любая тема может быть и спекуляцией. Поэтому очень важно, зачем человек это сделал и как.
По словам Александра Гордона, сейчас вообще некий мировой кризис кинематографа. Осталось только голливудское кино, ставшее в последнее время "голливудским аттракционом с эпическими полотнами для детей пять с плюсом, каковы все американские зрители; второе — это авторское кино с принципом "Не подходи — убью" или "Не смотри мое кино, зараза, я не для тебя снимал!" и что-то между этими категориями".
- А куда исчезло зрительское кино, на котором мы все выросли?! - недоумевал гость мусульманского кинофестиваля. - Оно, к сожалению, ушло в сериалы. Кино итак не искусство, а сейчас на экране вообще крайне мало выразительных средств — остались лишь сюжет и игра артистов.
На вопрос журналистов, как Казани стать столицей кинематографа, Гордон недоуменно воскликнул: "Зачем?!".
- Догнать Голливуд не получится. Если говорить о второй категории кино — на... нужно, - не скрывая своего отношения, говорил Александр Гордон. - А если о третьей, промежуточной категории, тогда рецепт такой. Нужно выиграть в конкурентной борьбе у Москвы, Питера и Киева, где снимается большинство сериалов, нарастить материально-техническую базу и построить павильоны для съемок.