В честь Международного деня кукольника ProKazan.ru побывал в музее казанского кукольного театра "Экият". О секретах кукол и трудностях их изготовления рассказала заведующая художественно-бутафорским цехом Надежда Коняхина.
Факт 1. При изготовлении куклы методом папье-маше, используется только крафтовая бумага
На изготовление одной куклы из папье-маше уходит около месяца. Здесь задействована целая команда - бутафорский цех. Сначала художник-скульптор лепит макет головы. Затем идет отливка гипсовой формы. Бутафоры лепят маленькие кусочки бумаги в несколько слоев на обе половинки. Используется только крафтовая бумага. Интересно, что обычные газеты для таких целей использовать нельзя: говорят, что в составе газетной бумаги присутствует свинец, и образующаяся при зашкуривании пыль, крайне вредна для мастера.
Затем форма отправляется на просушку на три дня. После две половинки склеиваются и снова отправляются на сушку. Швы тщательно зашкуриваются.
Факт 2. Все движущиеся элементы вытачиваются вручную несколько недель
Затем голова отправляется механикам. Они готовят глаза, тщательно вытачивая глазные яблоки, веки, рот, чтобы все могло свободно двигаться. В зависимости от сложности, работа может длиться от трех дней до двух недель.
Факт 3. В условиях дефицита декораторы использовали под материалы новую одежду
Обтягивают куклы трикотажем. Раньше трикотажная ткань в продаже была огромным дефицитом. Завхозу театра ничего не оставалось как покупать майки, рейтузы и разрезать их.
- Все, кто видел, говорили: “Вы что режете такое добро? Отдайте нам, если не нужно!” - вспоминает Надежда Коняхина. - А нам нужно обтянуть голову, ручки. Иногда приходится красить отдельные элементы. Так, например, кудри куклы мы делали из бельевой веревки - сначала красили, а потом завивали.
Не только трикотаж использовался для обтягивания кукол. Так при создании “пушистиков” декораторы в 90-е годы использовали дефицитные на то время махровые полотенца.
В конце 80-х годов в старом здании театра была установлена большая карусель из сказочных персонажей, в том числе и с этой Мальвиной. У каждого ребенка, который бывал в театре в 90-х годах есть фотография с этими героями. Роскошную шевелюру Мальвины изготовили из органзы. Каждый локон вырезался по спирали и фиксировался на голове куклы.
Факт 4. В зависимости от механизма кукла может "превращаться"
Кукла Короля из спектакля "Маленький мук" отличается интересным превращением. Во время спектакля Король выпивал яд, и у него вырастали нос и уши. Это и реализовано механиками и выглядит очень реалистично и интересно. В этом большое преимущество Театра кукол перед драматическими театрами. Например, в постановках по произведениям Булгакова, Гоголя, которые известны своими превращениями и чудесами.
Факт 5. Первые куклы передвигались с помощью специальных "прорезей"
Это были куклы из Белоруской батлейки, сюжет связаный с рождением Христа. В Украине этот вид театра называется Вертеп. Именно он считается родоначальниками театра кукол. Куклы играли в специальном ящике, они были статичные, внизу перемещались по специальным прорезям. Со временем сюжет "обытовел" и стал обычным спектаклем.