Игровое кино
В конкурсную программу фестиваля вошли полнометражные игровые фильмы из девяти стран мира: Турции, Ирака, Ирана, Индии, Бангладеш, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и России. Отобранные ленты совершенно не похожи друг на друга по тематике и стилю режиссерского повествования.
1. «Рудик» (Россия)
Картина режиссера Фарида Давлетшина посвящена детским годам Рудольфа Нуриева. Для будущего танцовщика это были трудные годы войны, когда голод и бедность были постоянными спутниками их семьи.
Именно тогда решилась судьба мальчика, так как первый же поход в театр на балетный спектакль поразил Рудика настолько, что он твёрдо решил посвятить себя танцу. И даже строгие запреты вернувшегося с фронта отца, настроенного на то, что его единственный сын должен стать непременно офицером, не свернули его с однажды выбранного пути.
2. «Курманжан Датка. Королева Гор» (Кыргызстан)
Фильм режиссера Садыка Шер-Нияза — это эпическая красочная картина, повествующая об «Алайской царице» Курманжан, женщине-мусульманке.
Она посвятила свою жизнь осуществлению мечты своего мужа — примирить и объединить разрозненные киргизские племена. Благодаря своей мудрости и смелости она стала правительницей, её называли «королевой гор», но более всего в своей стране и за ее пределами она была известна под именем Датка (генерал), которое с гордостью носила.
3. « Имена неизвестны» (Индия)
В основу фильма положена история отца и его восьмилетнего сына, оказавшихся за чертой бедности. В последние 15 лет, по ряду некоторых причин, эта ситуация стала типичной для тысяч индийцев.
Режиссер фильма доктор Биджу, удостоенный многих наград и призов, профессиональный гомеопат и кинематографист-самоучка, поставил целью обратить внимание как зрителей, так и правительства на безымянных героев в закоулках города, рассказав горькую правду о людях, потерянных в цивилизованном обществе.
4. «Лицо в пепле» (Ирак)
Рассказывая о войне, создатель фильма Шахаван Идрес намеренно уходит от патетических интонаций: большое место в картине занимает мысль, что несмотря на войну и смерть, жизнь продолжается, играются свадьбы, обретают мужей вдовы.
Во время свадьбы военные привозят гроб с телом убитого солдата. Свадебный пир вот-вот должен превратиться в похороны, но во время омовения тела, обнаруживается, что погибший не мусульманин. Единственная христианская семья в деревне тоже не уверена, что это их сын, так как лицо солдата сильно обожжено.
В течение всего фильма продолжаются поиски истины, которые перерастают в спор отца-мусульманина и отца-христианина о том, по какому обычаю следует похоронить тело.
Игровое короткометражное кино
В этом году на фестивале выставлены фильмы из России, Египта, Ирана, Афганистана, Таджикистана, Италии, Мексики и Бахрейна-ОАЭ. Примечательно, что половина короткометражек, вошедших в шорт-лист, создана при участии детей.
5. «Белый воробушек» (Таджикистан)
Название фильма - это ласковое прозвище главного героя фильма Диловар Султонов. Пятилетний мальчик не может говорить, но это не мешает ему познавать мир. Он внимательно наблюдает за воробьем, прилетающим в их сад, и представляет себя такой же маленькой птицей в большом мире. Он верит в то, что может летать, и вера ребенка сильнее страха погибнуть.
6. «Нувола» (Италия)
В картине Джулио Мастромауро малышка-подкидыш, словно ангел с небес, появляется в самый чёрный день жизни профессора пенсионного возраста, который после смерти любимой жены замышляет самоубийство.
Документальное короткометражное кино
Внимание к человеку в контексте принципов толерантности и терпимости можно назвать основной темой короткометражных документальных фильмов нынешнего года. На фестивале представлено творчество российских и иранских режиссеров.
7. «Талдомский фермер с берегов Нила» (Россия)
Фильм Натальи Ивановой повествует о египтянине, родившемся в многодетной и очень бедной семье. Мужчина вынужден «пробиваться» самостоятельно. Он случайно попадает в Россию, где после нескольких лет жизни эмигранта оседает в одной из деревень и создает своё собственное фермерское хозяйство.
Трудолюбие, уважительное отношение к людям разных национальностей делают его богатым человеком и частью многонационального сообщества россиян.
8. «Дом в тумане» (Иран)
Объектом исследования иранского режиссера Мохтара Намдара стала с виду ничем не примечательная женщина по имени Сораил. Долгое время она живёт одна в доме хозяина у подножия горы. Ухаживает за скотом, тщательно убирается в доме, и в этом её строгом молчаливом существовании вырисовывается образ настоящей мусульманской женщины.
Анимационные фильмы
В программе Казанского кинофестиваля анимационные фильмы из четырёх стран: Ирана, Ирака, Азербайджана и России. «Очеловечевание» становится характерной чертой ряда фильмов, отобранных в конкурс.
9. «Старинные часы» (Азербайджан)
Картина режиссера Джавида Ахазова рассказывает о дружбе Молотка и Гвоздя. Всю жизнь они проработали вместе у одного хозяина. Но состарился молоток, сгорбился гвоздь, да и в руках хозяина уже нет былой сноровки. К мысли о старости привыкнуть нелегко, оттого и летит «в сердцах» молоток в стекло старых часов, на которых остановилось время. Но друзья решают стать полезными, дополнив собой недостающие детали старинных часов.
10. «Символ веры» (Иран)
В картине Амира Вахеди сирена возвещает о начале войны, и невидимый воин надевает пару солдатских сапог. Берцы готовы сразиться с врагом, но когда они видят разорванные фрагменты других сапог, они отказываются идти вперед. Все ужасы войны показаны глазами...солдатских сапог.
Открытие и закрытие фестиваля будут проходить в театре Г.Камала. Посмотреть фильмы можно на одной из 7 площадок: кинотеатр "Родина", Дом дружбы народов, Музей советских игровых автоматов, кинотеатр "Мир", кинотеатр "Киномакс", Казанский Кремль, Творческая лаборатория "Угол".
С подробным расписанием кинофестиваля и показами фильмов можно ознакомиться на официальном сайте XI Казанского Международного фестиваля мусульманского кино.