Вчера, 9 марта, весь мир отмечал День диджея. Мы решили пообщаться с казанскими диджеями и узнать, что происходило с клубной жизнью в 2000-х, что можно найти в современных ночных заведениях, как изменилась публика и музыка.
Шамиль Ибрагимов, DJ OM
- В 2000-х годах мы с друзьями открыли лейбл Ozone Pro, который продолжает свою работу до сих пор. Занимаемся организацией вечеринок, тогда работали в клубе "Арена". На тот момент это был один из самых крутых клубов Казани. Да и сейчас по размерам он является №1. В основном в клубе собирались молодые люди в возрасте 20-30 лет, так как развлечение в клубах было достаточно дорогостоящим. Раньше за ночь люди посещали один клуб, почти никто не ездил из одного места в другое: тогда такси было не так развито, и тоже достаточно дорогим удовольствием. В клубах люди проводили по 3-5 часов, многие оставались до конца: не было денег на такси и все ждали первого общественного транспорта.
Это было время расцвета клубной культуры: прошли 90-е и начились так называемые "жирные" 2000-е. Люди стали больше ходить в клубы, слушать новую музыку, потому что ее нельзя было как сейчас достать в Интернете. Клубы являлись некими проводниками всего нового: танцевальных и фриковых шоу, музыки, которую не услышишь на радио и телевидение. Сейчас, конечно, такого нет, и в этом как раз отличие современных клубов. Современные заведения больше созданы для того, чтобы удовлетворять потребности в общении. Наверное, больше для выпивки, нежели для какого-либо эстетического интеллектуального удовольствия.
Нынешние тусовки от 2000-х очень отличаются. Сейчас все ходят выпить. Тогда, конечно, тоже было так, но был определенный процент людей, которым нравилось слушать новую интересную музыку. Сейчас таких людей еще меньше. В казанской клубной сфере все однообразно. Если раньше клубов было мало, но они все равно старались отличиться как-то: например, в плане шоу. А сейчас 90% заведений все делают под "копирку": ставят одни и те же треки, звучит одна и та же музыка, танцуют одни и те же полуголые девушки. Нового очень мало. Соответственно, я думаю, и людей в клубы стало ходить меньше. Публике уже не интересно на все это смотреть, им нужны новые, более яркие впечатления. Допустим, фестивали или вечеринки на заброшенных заводах и подвалах, как это делается во всем мире и очень популярно в Москве и Санкт-Петербурге. Но, я думаю, это придет и к нам, только с опозданием.
Что можно ставить в клубах, а что нельзя - зависит от формата заведения. То есть если говорить о 90% коммерческих клубах - ставят танцевальные хиты, которые звучат на телевидении и радио. А если некоммерческие - то это техно, хаус и иногда транс-вечеринки. Диджей останется актуальным на долгое время, его пока нельзя заменить компьютером или более высокими технологиями. Диджей не только ставит музыку для гостей, он еще определяет настроение публики, как они реагируют на тот или иной трек, анализирует, прогнозирует и контролирцет настроение в клубе. Компьютеру это сделать нереально.
Особых примет у диджеев нет, но, возможно, у кого-то к чему-то есть предвзятое отношение. Я лично не боюсь уронить пластинку. Сейчас также продолжаю организовывать различные мероприятия. Еще у меня своя школа диск-жокеев и электронных музыкантов: занимаюсь воспитанием нового поколения диджеев и мне это очень нравится. К молодым диджеям отношусь нормально, считаю, что количество всегда перерастает в качество. Но из профессии я не ушел, продолжаю периодически играть в клубах для своего удовольствия. В Казани мы уже несколько лет подряд организовываем благотворительную вечеринку, которая называется "День диджея". В этом году она будет проходить 11 марта в клубе "Ленин". Концепт этой вечеринки в том, что все диджеи, которые принимают в ней участие, все свои заработанные в этот день деньги передают нуждающиимся детям нашего города.
Александр Арефьев, DJ Alejandro
- Я начинал играть в "Крыльях", затем был резидентом "Лондона", "4 комнат", сейчас в "Extra Lounge". Публика в клубах, как в 2000-х, так и сейчас - в основном студенты. Хотя сейчас стало больше пафоса: были случаи, когда на тусовке подходили и предлагали по 15 000 рублей за 1 трек. В плане самой музыки, то сейчас ее качество улучшилось. Даже форматов сейчас больше сотни, увеличилось в 3-4 раза. Сейчас Казани, возможно, не хватает разнообразия. Ночных заведений очень много, и практически все арт-директора думают над вопросом, что же можно изменить в клубной жизни.
Диджеинг для меня хобби, но я продолжаю играть до сих пор. Я работаю в сетевом бизнесе, где есть так называемый "пассивный" доход. Но диджеингом тоже можно заработать: играя 2-3 раза в неделю, можно получить 80-130 тысяч рублей. Но так зарабатывают только диджеи с именем и опытом. Сейчас очень много молодых диджеев, среди которых есть и талантливые. Единственное, что мне не нравится в молодом поколении диджеев, что они "прожимаются" - им предлагают, допустим, прийти и поиграть за 300 рублей, они и идут. Это неправильно с маркетинговой точки зрения.
Антон Бакунин, DJ Ozz
- С начала 2000-х я выступал более в камерных, закрытых клубах, вместимостью около 150 человек, куда гости приходили одержимые музыкой и желанием быть частью клубной жизни. Вход был только по флаерам и работал жесткий фейс-контроль. Это клубы "Helicopter" и "Грот -бар". Раньше не было большого выбора ночных заведений и поэтому клабберы не курсировали по разным клубам, а оставались в одном. С 2005 года я начал выступать на более широкие массы и стал резидентом и промоутером клуба "Эрмитаж" на Парина, позже - "Эрмитаж Ривьера". Клубы вмещали около 1000 человек и занавес клубной жизни был открыт для более большего количества людей.
Значимое событие в 2000-х годах для диджеев и музыкантов - доступность Интернета. Соответсвенно, стал пропадать дефицит музыки. Раньше мы играли на виниле - это было дорого: 1 пластинка с треком стоила 400 рублей. Репертуары у диджеев не так часто обновлялись, так как достать винил было очень тяжело. С появлением Интернета и сайтов, диджеи и коллекционеры музыки со всего мира могли обмениваться актуальными треками и играть их в массах.
Клубная жизнь сейчас в Казани больше похожа на отдых в ресторане или боулинге. Приходят лишь единицы тех, кто одержим музыкой, тусовкой. Клубы стали доступны абсолютно для всех и клубная жизнь стала сферой развлечения. Это на самом деле не плохо. Сейчас получается делать хорошее качественное шоу, приглашать известных мировых артистов. По сравнению с началом 2000-х, спрос увеличился. Стать диджеем сейчас очень просто: куча школ, куда может прийти кто угодно, а стать профессионалом с чутьем танцпола, музыкальным вкусом дано не каждому. Но все же молодых диджеев сейчас очень много, среди них проводятся конкурсы, меня часто приглашают быть в жюри на этих соревнованиях. Это очень хорошо: молодые люди тянутся к культуре, музыке, творчеству.
Сейчас я также продолжаю заниматься музыкой, играю в клубах, пишу музыку и веду свое радио шоу, также с недавнего времени являюсь совладельцем одного клубного проекта. День диджея особо не отмечаю: поздравляют коллеги по цеху, друзья, знакомые Диджейство никогда не сможет быть работой для настоящего диджея! Это хобби и любовь к музыке, к танцполу. Диджея - это артист, от которого в ночи зависит очень многое и успешность вечеринки в том числе. Заменить диджея компьютером невозможно. Компьютер не может прочувствовать танцпол, атмосферу и не сможет подобрать в нужный момент необходимый трек.
Рустем Алиев, DJ Ali
- Я начинал работать диджеем еще на радио, а затем, в самом начале 2000-х, работал в "Сахаре". Клуб был небольшой, собиралось, наверное, не больше 100 человек. В клубах во все времена, в основном, собираются студенты, то есть молодые люди 18-25 лет. Но тогда существовало понятие "культ диджея" - у людей были свои кумиры, которые играли определенную музыку, и ходили именно на диджея, а не в клуб. Диджей реально считался крутым человеком, который задавал моду. Профессиональных диджеев в те времена можно было пересчитать по пальцам. Это связано с тем, что пластинки было очень трудно достать: специально ездили в Москву на "горбушку" и заказывали через английские интернет-магазины.
Сейчас аудитория другая. Раньше, наверное, все-таки было больше замкнутости. Музыка стала тоже другая, обычными словами это не объяснишь. Может звучание другое. Раньше можно было в клубе поставить что-то свое, а сейчас звучит то, что разрекламировано на радио и музыкальных телеканалах. В принципе, любой произведенный продукт, насколько бы он не был хорош, сначала нужно презентовать и разрекламировать. Но иногда бывает так, что музыка, о которой невозможно было подумать хорошо, становится популярной.
Сейчас очень много молодых диджев, все они талантливые, ведь каждый человек индивидальный и уникальный, отношусь ко всем с уважением. Я продолжаю играть в разных клубах города, в частности в "Luxor", много гастролирую по стране. Но паралельно занимаюсь бизнесом: недавно открыл кафе быстрого питания.
Эмиль Ганиев, DJ Bizzar (Emil)
- Диджеинг - это профессия моих выходных, по специальности я юрист. Для меня было всегда сложно называть хобби работой. Музыка всегда была любимым увлечением, которое порой и не дурно оплачивалось. Разница в оплате, конечно есть: я играю с 2000х годов, это более 15 лет. Получать, скажем так, стал более профессиональнее: да и качество, я думаю, подросло с начала 2000-х. Первый сет у меня был в "Грот бар" на Чернышевского. Там собиралось человек 30-40 - это были тематические вечеринки от известной рэп команды, диджей разогревали толпу перед выступлением хип-хоп исполнителей. В нулевые клуб был одним место, в котором тусовались от начала до конца, в те времена нельзя было объездить несколько мест: люди шли на диджеев, идею и атмосферу. Из 2000-х историй много: самые яркие - это, конечно, отключение света во время разгара вечеринки, пешие прогулки домой после просадки всех карманных денег, первые встречи с кулаками дворовых гопников, синяки на утро.
Значимым в 2000-х, пожалуй, является золотая эпоха электронной музыки и красивых людей, которые приходили тусоваться. Сейчас такого нет, все стало очень доступным, запретное и подпольное обратилось в общедоступное и массовое. Все можно скачать, купить, достать, соответсвенно, эмоции, получаемые от клабинга и танцев, просто потеряли ценность. По крайней мере в России так. Культ электронной музыки остался в нулевых.
Тусовки сейчас отличаются всем: новое поколение, новые форматы. Прошло, казалось бы, немного лет, а поменялось очень многое - прежде всего отношение. Люди стали меньше танцевать, больше сидеть, а еще и есть в то время, когда играет диджей. Сейчас даже необязательно танцевать, когда выступает диджей, достаточно сидеть, заказав ужин и кальян. Это разумеется противоречит первоисточнику: диджей - главная деталь праздника, вечеринки и танцев.
Ничего грандиозного в казанской клубной жизни не происходит: мало привозов и шоу. В клубы сейчас ходят в основном студенты, более взрослая публика перекочевала в бары и рестораны, в которых тоже на удивление теперь очень модно приглашать диск-жокеев. Правда, замешивать это все с едой и караоке.
К молодым диджеям отношусь хорошо: есть достойные персоны, а есть и не очень, чаще второе. Диджеи всегда будут актуальны - это прежде всего артист, который дарит настроение и украшает вечер своей музыкой. Сейчас по умолчанию диджея можно встретить на бранче, катке, винной дегустации, дне рождении - это уже нормально. У этой профессии есть огромное прошлое, настоящее, а значит и будущее. Профессиональный праздник отмечу в эту субботу на вечеринке с коллегами.
Екатерина, DJ Berlina
- Первый клуб, в котором я играла - "Сахара", потом были "Крылья", "Арена", "Рай". В них я была резидентом, а играла во всех казанских клубах. Тогда в "Арене", например, собиралось и по 1500 человек. Еще играла на опен-эйр в Подмосковье - там было около 5000 человек. Публика в клубы ходила разная: от 17 до 35 лет. С тех пор запомнилась история, когда мы с Miss dj были в Швейцарии. Нам нужно было идти играть, а мы не могли найти все флешки с музыкой. В итоге перенесли выступление на 2 часа. Скачали за это время что знали, соответственно, и отыграли так себе. А потом пришли домой и нашли эти флешки - смеялись над этим полночи.
А 2000-е запомнились тем, что тогда появилось очень много разных стилей в электронной музыке, это, наверное, самое значимое.
Сейчас я живу на Мальдивах, вышла замуж, а до этого 5 лет была стюардессой в "Аэрофлоте". Сейчас диджеинг не основная профессия: играю для себя, ну или когда хочется денег. Из диджейства невозможно уйти, поэтому до сих пор здесь. А не основная профессия лишь потому, что в Казани мало платят диджеям. Я знаю разницу, потому что сейчас играю заграницей. Разница очень большая. Здесь за час платят больше, чем за полмесяца игры в Казани резидентом в клубе. День диджея отмечаю хорошо: так совпало, что день рождение мужа приходится на эту дату.
Булат Габидуллин, DJ BubbleGum
- В начале 2000-х мы организовали проект BubbleGum Djs: это было новшеством в клубной деятельности - играли два парня и позволяли себе в музыке все что угодно, в хорошем смысле. Это было необычно, и этим мы, наверное, и собирали публику. Первый клуб, в котором мы прошли обучение - "Крылья". После этого стали резидентами бара "Малина", в те времена шумевшего на весь город. Так мы получили массу гастролей по всему Поволжью, каждую неделю выезжали куда-нибудь. Это были незабываемые годы и такие тусовки уже, наверное, нереально повторить. Сейчас я занимаюсь только диджеингом: могу смело сказать, что свое хобби превратил в профессию, продолжаю развиваться. Полгода назад открыли креативную диджейскую площадку, где проводится наше самостоятельно обучение.
Безусловно, клубная индустрия тех времен и сегодня очень разнятся по очень многим параметрам. Раньше она была более духовная, был культ диджея: он был главным управляющим тусовкой. Сейчас это понятие размылось, везде играется примерно одно и тоже. Сама музыка тоже отличается. Она была, так сказать, более тепло написана, звучала по-другому. Профессиональным языком это можно объяснить так: раньше звуки синтезировались на железном оборудовании, а не на программном обеспечении. Сейчас все стало более доступным, музыка стала более "пластиковая": в ней меньше души, стараний. Это слышно и это чувствуется. Но больше экспрессии: если раньше музыка поглощала гостей своей мелодичностью, то сейчас берет больше динамичностью.
Значимое событие 2000-х - это проект Ozone Pro. Это были действительно культовые мероприятия, которые заражали всех своей энергией. А церемонии Dancing People были стимулом для всех стараться и развиваться. Все мечтали о премии "Самый лучший диджей" или "Самый лучший клуб".
Что касается энергии тусовок: мне кажется, все как было, так и есть. Каких-либо глобальных изменений в этом плане нет. Раньше люди приходили в клуб и уходили, и сейчас также. Все тусят в разных местах, к счастью, в Казани выбор очень большой. Люди курсируют из клуба в клуб и эта тенденция будет длиться, наверное, еще долго. Людям всегда хочется разнообразия.
Но сейчас у людей изменилось музыкальное понимание в корне. Раньше приходили за эксклюзивом, чтобы в клубе услышать что-то необычное. Было почетно иметь диск с эксклюзивной музыкой какого-либо диджея. Тогда же не было Shazam, чтобы найти трек в интернете. Сейчас музыка стала легкодоступна, ее не тяжело найти, и люди хотят в клуб, чтобы послушать то, что они услышали, например, на радио. Люди приходят в клубы попеть знакомые песни, это и есть "ахиллесова пята" клубной деятельности в наши дни. Раньше разнообразия все-таки было больше. Сейчас в каждом клубе играется одно и тоже.
Клубная жизнь Казани и Москвы очень разнятся. В Москве больше выбора в музыкальных направлениях. Человек за одну ночь может оказаться в 2-3 клубах совершенно разного направления: в одном потанцевать под драм-н-бэйс, в другом под попсу, в третьем - под техно. У нас с точностью все наоборот: каждый клуб идет по пути наименьшего сопротивления, и в 90% случаев ставят исключительно попсу. Имеется в виду радийный формат: то, что крутится везде и всегда. То есть людям выбор не предоставляется.
В Казани редко проходят тусовки под каким-то определенным форматом. Если бывают, то, как правило, полузакрытого типа, просто так на такие мероприятия не попадешь. И не по каким-либо параметрам, а просто потому, что люди в принципе не узнают где и что происходит. Казани не хватает вечеринок с разнообразными музыкальными стилями. Я бы ввел мультиформат: например, в одном клубе играло техно, в другом драм-н-бэйс, в третьем RnB и так далее. Так у людей будет выбор.
Молодые диджеи - наше будущее. Мы должны помогать им развиваться, но не вносить свою лепту, которая, возможно, уже изжила себя. Именно помогать развиваться, то есть давать какие-то технические приемы, направлять, чтобы уже они поддерживали тренды, создавали новые. Молодые диджеи уже сейчас делают большой вклад в нашу индустрию. Единственное, что считаю не правильным, что молодые зачастую снижают цену, чтобы поиграть где-либо. С маркетинговой точки зрения это неправильный ход.
Даже в мир информационных технологий, когда можно поставить запись, диджеи все еще популярны. Они привлекают своей эмоциональностью, экспрессией. Когда музыка просто играет, она "мертвая", без души. Просто звучит и все. А когда за пульт встает диджей, или, например, скрипач берет инструмент, музыка раскрывается и начинает жить. В 50-60% случаев гости заводятся от вида диджея, от того как он получает удовольствие, а не от того, какая музыка звучит. Диджеи - это оживление музыки, ее визуализация. День диджея мы отмечаем непривычно для себя: в офисе креативного пространства собираем своих друзей-диджеев, смотрим мотивирующие фильмы, общаемся, обмениваемся опытом, тренируемся, записываем видео-поздравления.