Наиль Шабанов, разработчик настольных татарских игр
- Я состою в Общественной организации “Объединение татарской молодёжи Санкт-Петербурга”, мы устраиваем различные фестивали, тематические вечера. За три года провели более 70 мероприятий. По воскресеньям татарская молодежь Санкт-Петербурга собирается пообщаться, часто играем в настольные игры.
В один из таких вечеров мне и моему другу Айнуру Ахметову и пришла идея придумать и внедрить татарские настольные игры, чтобы молодежь знала не только зарубежный формат таких развлечений. Посещая Дни татарской молодежи в разных городах, Всемирный форум татарской молодежи в Казани в частности, мы убедились, что молодые люди на самом деле очень много времени проводят играя в настольные игры. Тогда и возникло желание сделать национальные развлечения.
Мы приехали в Петербург учиться, а родом из Самарканда и Уфы. Общественная деятельность - это хобби, мы не тратим на это все свое время. Занимаемся настольными играми скорее для собственного интереса, чтобы не забыть родной язык: хоть с друзьями и родными и общаемся на татарском, но все равно контакта мало. Поэтому, несмотря на то, что наши настольные игры татарские, в них могут играть и те, кто не знает языка или начинает забывать: необходимые элементы игры продублированы на русском.
Продвижение татарских игр - общественная деятельность, так как сказать дорогое хобби: все игры издаются на собственные средства. Нет цели сделать из этого бизнес, но заинтересованы в инвесторе, так как при маленьком тираже себестоимость игры возрастает, соответственно не все смогут ее себе позволить. В среднем одна игра обходится в 1500 рублей, по которой она и продается. Самое главное - чтобы все игры ушли в массы, люди получали знания в игровой форме.
“Акыллы көрәш” - познавательная игра о татарском народе
Идея игр появилась еще в Петербурге, доделывали уже в Казани. В августе 2017 года на Всемирном съезде татарской молодежи презентовали демо версии игр, и, окунувшись в татарскую культуру, в течение последних трех месяцев дорабатывали, придумывали новые фишки. Например, добавляли вопросы в игру “Акыллы көрәш” (“Умная борьба”). Здесь собрано 360 вопросов об истории, культуре татар, их достижениях и о крае в целом.
Правила тоже простые: ведущий задает вопрос из карточки, игроки специальным маркером записывают на стикерах ответ в виде числа. Стикеры открывают только после того, как все дали ответы. Затем делаются ставки фишкой в виде зиланта за наиболее вероятный ответ, то есть можно поменять свое мнение. Ведущий озвучивает ответ, указанный на обороте карточки. На игровом поле делают ход те, кто точно назвали ответ или те, кто были ближе всего.
Это предусмотрено специально, так как вопросов много, и те, кто не занимается изучением татарской истории, не могут знать все ответы. Таким образом, цель игры не в том, чтобы дать точные ответы и дойти до финиша, а в том, чтобы запоминать факты в процессе игры. После игры в памяти в любом случае останутся знания. Те, кто знаком с татарской историей, играют получше, но главное в том, что время проводится не только интересно, но и познавательно.
Так как мы делаем все сами, без сторонних инвестиций, выпуск игры занимает довольно много времени - полгода-год. Конечно, нам помогают, например, художники. Но если будут специалисты и этапы будут делегированы, то, возможно, понадобится всего лишь месяц и можно будет поставить выпуск игры на поток. Главное, чтобы был интерес и инвестиции.
Точной даты выходы каждой игры нет, так как все делалось поэтапно с сентября: не смогли найти изготовителей в одном месте с приемлемыми условиями. Искали по разным городам, чтобы было не затратно и не страдало качество. Например, зиланты изготавливались методом лазерной резки в Санкт-Петербурге, раскрашивали вручную самостоятельно. Специальные маркеры на водной основе, чтобы можно было стереть записи с ламинированных стикеров обычной бумажной салфеткой, приобретались в специализированном магазине в Москве: в обычном канцелярском магазине такие не найти. Сами карточки напечатали в типографии в Казани, а коробки изготовили в Зеленодольске.
Развлекательная игра "Татарская мафия"
Наверное, одна из самых популярных наших игр - “Хади Такташ”, она основана на сюжете популярной игры “Мафия”: правила принципиально не отличаются.
В образах персонажей игры присутствует татарский колорит: доктор в шапочке с татарским орнаментом и красным полумесяцем на халате, мирный житель - в тюбетейке с популярной газетой “Нур” в руках, мафию символизирует известная организованная группировка в Казани “Хади Такташ”.
Городской маньяк - Шурале из сказки, Су Анасы утаскивает в воду игрока и он не может говорить в течение одного раунда. Отдельной татарской полиции не существует, поэтому изобразили свое видение Шерифа: в тюбетейке, зеленой форме, а на жетоне нарисован барс.
В Казани такие игры пока не продаются, возможно только заказать через сайт. В дальнейшем есть идея сделать татарскую игру, связанную с историей и национальными воинами в частности. Сейчас можно увидеть как выглядели несколько веков назад русские воины, а про татарских мало что известно. Например, мало кто имеет представление во что были одеты солдаты во времена Золотой орды или при взятии Казани Иваном Грозным.
Возможно, будет представлена какая-то одна эпоха, а возможно - вся история развития татарских солдат поэтапно. Для этого общаемся с историками, которые дают очень много интересной и полезной информации. Радует, что есть еще энтузиасты по продвижению татарского языка. А вообще, у нас идей много, возможно в следующий наш приезд будет игра и о современной Казани.