Заместитель министра финансов РФ посетил Казанский федеральный университет, где прочитал лекцию для преподавательского состава и студентов, посвященную проблемам и перспективам бюджетных реформ в стране. В частности, он отметил, что если раньше бюджетное финансирование сводилось к банальному выделению и осваиванию денег, то теперь в России запускают европейскую схему, когда контролируется не процесс использования средств, а конечный результат.
Не обошел Алексей Лавров вниманием и злободневную еще недавно тему перераспределения доходов между регионами и федеральным центром. По его словам дискуссии, которые велись по этому поводу в 90-е, были неразумными, поскольку в бюджет всегда платили не регионы как таковые, а рядовые налогоплательщики. И при распределении средств центр, в частности, учитывает сколько денег в бюджетную казну поставляет тот или иной субъект федерации. Однако здесь замминистра вступил в некое противоречие с собственными словами: он привел пример, согласно которому республики Северного Кавказа имеют необходимость в бюджетных расходах на 30% ниже, чем регионы остальной России.
Например, по причине более мягкого климата, благодаря которому не нужно тратить большое количество средств на отопление. Но при этом именно кавказские республики, наряду с северными областями, живущими в экстремальных условиях, являются наиболее дотируемыми. Когда корреспондент ProKazan указал гостю на это несоответствие, тот сослался на то, что кавказские регионы являются аграрными, а потому имеют крайне низкий «налоговый потенциал». И потому относятся к числу дотационных.
"Вся бюджетная помощь распределяется по абсолютно проверяемым прозрачным критериям, - добавил замминистра. - Эти расчеты размещены на сайте министерства, их легко проверить любому желающему".
Поспешил Алексей Лавров развеять и некоторые страхи собравшихся, хотя, надо признать, получилось это у него не совсем убедительно. В частности, гость сказал, что в ближайшее время правительство не имеет планов по повышению пенсионного возраста россиян, но при этом обмолвился, что, в целом, вероятность такого повышения "не нулевая".
Также он сказал, что возможность повторения кризиса, аналогичного тому, что произошел в 2008 году, оценивается как "достаточно низкая". Но при этом добавил, что все-таки в бюджет заложены два страховых механизма на случай реализации дурного сценария. Первый – это использование 200 млрд. рублей из стабфонда на выплату задолженностей по зарплатам, поддержку граждан и предприятий, что позволит выиграть вовремя для корректировки годового бюджета. Правда, при этом чиновник оговорился, что названная сумма выглядит небольшой по сравнению с уже заложенными 10 трлн. расходов.
Второй – бюджет будет выполнен вне зависимости от экономических катаклизмов за счет того, что резервный фонд пополняться не будет. Что, правда, возможно при одном условии – цена на нефть не должна опуститься ниже 93 долларов за баррель (сейчас 108).
Лавров признал, что зависимость российской экономки от экспорта нефти и газа за последние десять лет сильно возросла. Так, согласно прозвучавшей из его уст и показанной на экране статистике, если в доходы от нефтегазовой отрасли в 2000 году составляли 22,5% ВВП России, то теперь уже 50%. И относительную устойчивость экономической ситуации в стране он обусловил тем, что цены на нефть сейчас находятся на пике. Для наглядности: 26,8 долларов за баррель в 2000 году и вышеупомянутые 108 долларов в году 2011-ом. При этом гость заметил, что запасов российской нефти еще хватит максимум лет на пятьдесят.
Говоря об инфляции заместитель министра сообщил, что в этом году она ожидается рекордно низкой за всю новейшую историю России – 6,2%. А на следующий 2012 год планируется 6,5%. Но при этом признал, что она остается по-прежнему достаточно высокой. В частности, чтобы в стране были созданы оптимальные условия для долгосрочного кредитования, ипотеки и личных кредитов граждан она не должна превышать порог 3%. Что, по словам, Лаврова и является стратегической целью правительства.
Насчет долга Татарстана федеральному бюджету (80 млрд. рублей) гость высказался однозначно: "Бюджет – не банк, любое списание долгов – плохая практика и приводит лишь к созданию механизма, при котором оттуда берутся деньги, но о погашении никто не думает. Допустима только процедура реструктуризации".