Страховщики Татарстана ждут повышения на КАСКО из-за удорожания запчастей и введения бюро страховых историй

17.01.2015, 12:11 , Служба новостей

Почему подорожало ОСАГО?

Первое глобальное изменение, которое произошло на рынке автострахования, - изменение тарифов в системе обязательного страхования. Несмотря на то, что оно было еще в прошлом году, все равно стало неприятным сюрпризом для автолюбителей, которым предстоит заключить новые договора в 2015 году.

- Власти страны повысили лимиты ОСАГО по «железу» с 120 тысяч рублей до 400 тыс. рублей. Это безусловно благо для клиента. При этом незначительно выросли тарифы. Процентов на 25 - 30, - говорит Рустэм Сабиров, директор филиала «ПСК Казань» ОАО «СГ МСК» и президент союза страховщиков Татарстана

Страховщики просят отпустить ОСАГО в свободное плавание

Сабиров считает, что решение увеличить лимиты в разы, а тарифы - символически, не приведет ни к чему хорошему. Повышать тарифы нужно было на процентов 60.

- Это было политическое решение, за которое когда-то придется расплачиваться. За прошлый год было выплачено более 1,5 млн. страховых возмещений по ОСАГО. То есть страховые компании помогли избежать серьезных трудностей огромному количеству людей. Но люди не задумываются об этом. Автолюбитель, который заплатил 3 тыс. рублей по ОСАГО, в случае если с его авто ничего не случилось, считает себя ограбленным. В то же время только по нашей компании есть тысячи людей, которые получают сотни тысяч рублей страховых выплат при тарифе в 3 тыс. рублей. Сейчас на рынке ОСАГО ситуация сложная, компании могут просто уйти. Повышать лимиты в разы, а тарифы делать 3 копейки - не бывает такого. Когда государство отпустит тарифы по ОСАГО, тогда компании будут бороться за клиента, и ситауция выровнится, - делится своим мнением президент союза страховщиков Татарстана.

Рамиль Хайруллин, региональный представитель Федерации автолюбителей России в Татарстане, считает, что сегодня ценообразование страховщиков для простых автолюбителей непрозрачно.

- Может оно и должно стоить дороже, но ведь нам непонятно, почему. Все показатели скрываются под словом «коммерческая тайна». Помимо этого многие автолюбители жалуются, что цены выросли, а качество сервиса у страховщиков осталось прежним, - возмущается он.

Допуслуги: хочешь бери, хочешь нет

Отдельного упоминания заслуживают допуслуги страховых компаний, которые сильно раздражают автолюбителей. Автомобилисты жалуются на навязывание платных консультаций или, к примеру, полисов страхования жизни.

Страховщики в один голос говорят, что речь не идет о навязывании, а лишь о предложении допуслуг.

- Вы, когда идете в супермаркет за хлебом, то, как правило, попутно покупаете другие продукты. Каждая организация пытается получить доходы через продажу дополнительных продуктов. Продавцы предлагают допуслуги, а человек вправе выбрать или отказаться от них. Сотрудники страховых компаний обязаны предлагать эти продукты, - говорит Хамадеев.

Сабиров также находит аналогии в других отраслях: при покупке автомобиля покупателям предлагают дополнительные вещи — резиновые коврики, зимнюю шину, огнетушитель и т. п., или при покупке бытовой техники - дополнительную гарантию, салфетки или шнуры.

А КАСКО куда растет?

Автомобилист Евгения Потехина соглашается, что рост цен на ОСАГО объясним: подросли лимиты, но, вот, почему подорожало КАСКО, задается она вопросом.

- КАСКО и ОСАГО подорожали за последнее время очень сильно. Если в прошлом году за ОСАГО я заплатила 8 тыс. рублей, то в этом году уже 12 тысяч. КАСКО, если в 2014 году обходилось в 55 тысяч рублей, то в этом году насчитали 70 тыс. рублей, хотя за год не было ни одной аварии. Если по ОСАГО выросли выплаты, то почему на КАСКО цены выросли при сохранении прежних условий, - восклицает автоледи.

Фарид Хамадеев, директор филиала РГС в Татарстане, не исключает, что в ближайшее время КАСКО может еще больше подорожать. Виной чему все тот же слабеющий рубль. Как известно, большинство наших автолюбителей предпочитают иномарки, но даже в отечественном автопроме сейчас доля импортных комплектующих значительна. Также страховщики отмечают, что дорожает норма-час работы в автомастерских.

Помимо этого на фоне прогнозируемого резкого падения продаж машин в ближайшее время («все кто хотел, купили авто до нового года, а по текущим ценам покупать будут мало») автосалоны будут жить за счет авторемонта.


- Есть две причины удорожания КАСКО. Во-первых, из-за роста курса валют подорожали автомобили, а страховка зависит от его стоимости. Помимо этого подорожал ремонт, любая запчасть выросла в цене в два раза. Стекло, крыло, бампер — это все привозится из-за границы. Поэтому действительно платить придется больше. К тому же, убыточность по КАСКО достаточно высокая, и ее нужно компенсировать. Многие компании подняли страховые тарифы на КАСКО от 10 до 80%, - говорит Сабиров.

Хамадеев отмечает, что из-за роста стоимости ремонта авто, страховщики будут более внимательно относится к страховым событиям.

Всех автолюбителей просеют через бюро страховых историй

На этом фоне возникает вопрос, не повторит ли добровольное страхование судьбу ипотеки, которая после поднятия ключевой ставки ЦБ РФ до 17%, сейчас недоступна для большинства населения (не считая, предложений госбанков).

- КАСКО не уйдет — кому надо, будут прибегать к нему, другого способа защиты автотранспорта нет. Здесь будет действовать рыночный механизм: если не будет договоров, то страховщики будут снижать цены. В любом случае у страховых компаний много договоров прошлого года, их нужно обслуживать и нужен приток новых договоров, - говорит Хамадеев.

Сабиров добавляет, что если не страховаться, то при аварии придется платить живые деньги, причем пропорционально дороже.

- Лобовое стекло стоит тысячу долларов: если раньше оно обходилось в 30 тыс. рублей, то сейчас это уже 62 тыс. рублей. Чувствуете разницу. Помимо этого есть еще одно новшество, которое скорретирует рост тарифов: с начала этого года вводиться единая информационная база — бюро страховых историй. Повышение тарифа будет не одинаковым для всех, а тариф должен повышаться для тех, кто плохо ездит, я бы сказал, безобразно. Ведь, у кого-то нет ни одной аварии за 10 лет, а есть люди, которые умудряются совершить 10 аварий за год! Можете представить?! Они считают, что им все обязаны. Человек принес, к примеру, в одну страховую компанию 10 аварий, а затем идет во вторую, потом в третью. Платит 30 тыс. рублей, а снимает со страховщика 1 млн. рублей. Поэтому тариф для таких водителей будет, условно, не 10%, а 500%, чтобы эти 10 аварий заложить в цену страховки, - рассказывает глава ассоциации страховщиков РТ.

Не было бы дефицита страховщиков

В то же время, по мнению страховщиков, сейчас направление обязательного страхования является убыточным для отрасли, и часть компаний уходит из этого сегмента.

- К примеру, от розничного бизнеса отказались «Росно», «Цюрих». Почему? Потому что направление убыточно. В целом прогнозирую, что 2015 год будет сложный. Страховые компании будут закрываться, даже крупные. Будет уменьшаться количество людей и работников. Рынок будет сжиматься, - делится мнением Фарид Хамадеев, директор филиала ООО «Росгосстрах» в Татарстане.

Тенденцию по сокращению числа страховых компаний заметили и простые автолюбители. Так, Рамиль Хайруллин опасается, что уменьшение количества страховщиков не привело бы потом к дефициту предложения.

- Смогут ли оставшиеся страховые компании взять новые объемы? На мой взгляд, вряд ли. Уже сейчас автолюбителей загоняют в очередь на 2-3 недели. Как вариант, можно обеспечить возможность обязательного страхования, например, через госкомпанию. Был же раньше Госстрах. Если государство нас обязало страховаться, пусть и даст возможность это делать удобно. Также власти должны не допустить сговора, - считает автолюбитель.