Напомним, как сообщил накануне портал ProKazan.ru, 15-летний школьник стал самым молодым резидентом бизнес-инкубатора. Корреспондент портала встретился с казанским дарованием и узнал историю успеха восьмиклассника.
Увлекаться программированием Данил Лашин начал в третьем классе, а уже в пятом создал первый проект - сайт для общения, который включал в себя площадку для форумов. Далее "завертелось" - под юный школьник создал еще несколько сайтов.
- Ко мне и сейчас обращаются, в основном фотографы, молодые предприниматели, - отмечает он. - Я не прошу за создание сайтов-визиток огромных сумм и стараюсь делать все качественно.
Первые деньги Данил заработал за счет созданной им же игры.
- Полтора года назад я увидел wap-игру и тогда понял: почему бы не сделать что-то подобное? И в итоге создал свою первую такую игру, в которой многое было построено на живом общении. Вложив три тысячи рублей в рекламу и покупку графики, я смог через несколько месяцев заработать в 40 раз больше. Это не только покрыло все мои расходы, но я смог купить себе и новый телефон, и нетбук, стал сам оплачивать все счета за интернет и сотовую связь.
После этого понял, что смогу создать что-то более сложное. Так я создал браузерную игру "Авиапарк" для мобильной версии "Одноклассников", которая стала очень популярной - в нее играют 10 тысяч пользователей в день.
- Фактически идею этой игры мне подсказала мама, она работает инженером в аэропорту. Потом она консультировала и по названиям и терминам.
"Не испорченные офисной работой"
Прибыль с нее составила уже сотни тысяч рублей в месяц (хотя и пришлось сильно потратиться на графику и на рекламу). Оба проекта Данил программировал самостоятельно - приходилось только покупать элементы графики. Фактически, благодаря прибыли с этого проекта, можно на некоторое время сосредоточиться на не приносящих прибыль идеях.
- WAP-игра должна иметь довольно простую графику, чтобы не "тормозить" и не "есть" траффик, на устройствах пользователей, которые не пользуются безлимитным интернетом.
Следующий проект, который я хочу создать уже к сентябрю – портал браузерных игр, на котором будут размещены 5-7 собственных игр и плюс разработки компаний-партнеров. Это будут интеллектуальные игры, РПГ и стратегии.
Но тут я столкнулся с трудностью - один вероятный партнер начал предлагать заключить сложные договора, расписывать прибыль и многое другое. Подобные бюрократические трудности сильно тормозят развитие бизнеса.
Поэтому сейчас Данил, собирая команду, хочет позвать своих ровесников и ребят чуть постарше.
- 26 апреля я уже въезжаю в бизнес-инкубатор и тогда начну проводить собеседования. В команду я хочу пригласить 5-6 ребят в возрасте от 15 до 17 лет. Хочу отметить, что уже в 20 лет ребята в основном думают о заработке, а некоторые и вовсе испорчены офисной работой. Таких программистов немало - выполняют рутинные задания и думают, как скорее бы уйти из офиса.
"Я не школота!"
Самым сложным для Данила в развитии собственных проектов было, как ни странно, отношение к школьникам в сети Интернет.
- В этом отношении во многом виноваты мои сверстники, которые нередко ведут себя бестактно, оскорбляют других людей и демонстрируют свою безграмотность, - считает парень. - А мне хочется, чтобы меня оценивали не по моему возрасту, а по моим достижениям, я надеюсь бизнес-инкубатор IT-парка в этом мне поможет.
Он вспоминает случай, когда участвуя в конкурсе по программированию, представил свой проект удобного и продуманного конструктора сайтов. Однако в жюри не поверили, что его создал семиклассник.
Одноклассники сначала тоже не верили в успех Данила. Хотя когда он запускал новый проект интеллектуальной игры рассчитанной на трех игроков, в школе его поддержали.
Бизнес и программирование
В мечтах Данила стать успешным бизнесменом и отличным программистом в одном лице.
- Поэтому мы не будем останавливаться на браузерных играх. В будущем, лет через пять, хочется перейти к созданию корпоративных продуктов b2b. Возможно и стать продюсером молодых стартапов, если к тому времени появятся свободные средства. Впрочем это пока только планы. Сейчас главное - максимально вложиться в свое образование и развитие.
Тем более, что эта работа доставляет Даниле настоящее удовольствие.
- Идеалом в бизнесе для меня стал Стив Джобс. Этот человек по сути создал продукцию, работающую с одного нажатия кнопки - это и лояльный к пользователю и понятный интерфейс и качество продукции в целом. Я стараюсь применять в своих продуктах этот же принцип.
Данила иногда сам играет в свои игры. По его мнению, административного аккаунта недостаточно, чтобы понять желания пользователей, живое общение позволяет сделать это намного лучше.