Красивейшее ассиметричное здание Чернояровского Пассажа находится на Кремлевской улице (в старину она называлась Воскресенка), кстати, недалеко от здания другого Пассажа - Александровского (в те времена в Российской империи было всего 3 города с двумя пассажами - это Москва, Петербург и Казань). По заказу влиятельного казанского купца Черноярова этот "замок" построил архитектор Руш.
Руш выполнил сложную задачу: 110 лет назад он объединил одним прекрасным фасадом два здания, которые были построены ранее. Так что возраст стен Пассажа различается, а в здании с тех времен осталось много замурованных дверей и окон.
Стиль Пассажа - эклектика. Здание утратило широкий балкон, однако сохранился парадный и черный входы, лестницы, частично - арки и литые фигурные перила. Это классический образец доходного дома, в котором располагались торговые площади. Поначалу здесь жил Чернояров с семьей, а также прислуга.
Сейчас здание по крупицам реставрирует и восстанавливает за собственные средства лэндлорд Камиль Шайдаров. Бизнесмена многое связывает с этим зданием - например, он прожил здесь первый месяц своей жизни, когда в здании были коммуниальные квартиры. Позже в соседнем доме (оно еще старше Пассажа - пережило несколько пожаров, чуть не уничтоживших Казань) он приобрел квартиру.
Площади в Пассаже лэндлорд намерен сдавать в аренду - пока снимают только помещения первого этажа, остальное отреставрируют в ближайшие лет пять. В 19 веке на 1 этаже здесь располагался "Гастроном", а наверху были гостиничные номера - точно так же должно быть и в ближайшем будущем, уверен бизнесмен.
Камиль Шайдаров провел для нас по-настоящему мистическую экскурсию по Пассажу, о которой мы и расскажем вам.
Пассаж строился на "костях": людей до сих пор пугает "дама в красном"
История "нового" Пассажа началась с душераздирающей трагедии: домик семьи Вениаминовых, непокорных соседей, не желавших переезжать с этой земли (когда владельцы каменных домов решили объединиться), сгорел в одночасье вместе с его обитателями - главой семьи и его молодой женой, которая и стала причной раздора. С тех пор мрачные истории сопровождают Пассаж: там загорелись бытовки рабочих, а сами они сбежали с места, бормоча что-то "про даму в красном".
А потом в детской комнате - единственном месте, где была печка, от угарного газа задохнулся сын купца.
Даже сегодня рабочие то и дело получают "приветы с того света".
- Как только они начинают шутить, что нет здесь никаких привидений, в тот же вечер ломают ноги, ранятся, разбивают лоб, - удивляется бизнесмен Шайдаров. - И это несмотря на то, что соблюдают все меры безопасности. Да что говорить - я и сам, первый раз появившись здесь год назад, тоже посмел что-то подобное сказать - и тут же подвернул ногу, хромал всю осень. Потом пришел с фонарем - и не нашел дыру, в которую провалился! Я раньше не верил в такое, но, видимо, придется учитывать интересы это "жильца".
Загадочный "жилец" - это, возможно, то же самое, что и "дама в красном". Пока мы гуляли по Пассажу, у нас появилась версия, что это женщина, погибшая на пожаре. Бродя по Пассажу, она живет, в общем-то, на своей территории - там, где был их домик.
Нам удалось побывать на том этаже, где погиб сын Черноярова - рядом же находится комната, где "устроилось" привидение. Мурашки побежали по коже, как только мы поднялись на этот этаж по вековой и отвесной, как скала, деревянной добротной лестнице.
- А привидение правда есть? - полушутя поинтересовались мы, не верящие во всякую "чертовщину". - И почему здесь так пахнет газом? - вопрос завис в воздухе.
Мы остановились на площадке, а от запаха закружилась голова - будто кто-то открыл вентиль газовой трубы. Вокруг были мрачные купеческие покои - а прямо напротив была открыта комната, где оборвалась жизнь ребенка. Казалось, в этом замке законсервировали все тайны старой Казани...
- Газа здесь никогда не было, - ответил бизнесмен Шайдаров. - Я же говорил, что не стоит сомневаться в присутствии привидения. О "нем" нужно думать и говорить только хорошо. Такие чудеса здесь - обычное дело. Вам намекнули, кто здесь хозяин.
- Кстати, вот дверь в комнату (на фото - дверь слева - прим.авт.), где чаще всего сталкиваются с проделками привидения, - продолжил бизнесмен. - На ровном месте люди, скептически относящиеся к мистическому существу, ранятся, получают переломы и вывихи. Сколько раз я сам спотыкался именно здесь. Мы решили не тревожить привидение, а вернуть комнате прежний вид - уже нашли антикварную мебель тех времен. Комната будет пустовать - должно же привидение где-то жить, раз уж оно не уходит отсюда 110 лет.
Рабочие находились этажом ниже, и никакого запаха они не чувствовали - он был только наверху, у детской комнаты. Что интересно, когда мы забыли о привидении, "газ" почти улетучился. Уже уходя, мы вспомнили о нем, и в воздухе снова зазвенел удушливый запах, напоминающий о злосчастной печке-голладке.
Эта единственная печка огромного особняка, как назло, находилась в детской. Служанка закрыла заслонку печи до того, как догорели угли. Утром тело ребенка обнаружили...
"Восстанавливая пассаж по крупицам, раскрываем загадки нашей истории"
Вообще-то, второй и третий этажи имеют коридорную планировку с центральной лестничной клеткой, освещаемой фонарем. Этот фонарь будут восстанавливать.
В советские годы здесь были коммунальные квартиры. Чтобы поставить прямоугольные двери, старинные арки безжалостно срубались, менялась планировка купеческих покоев.
- Исследовать это здание быстро не получается - оно постоянно выдаем нам "сюрпризы". Снимая каждый слой штукатурки, мы открываем что-то новое, - делится Камиль Шайдаров. - Срубленные арки будем восстанавливать, прорубленные проемы закрывать. Приведем здание в тот вид, которое оно имело 110 лет назад.
Конечно, все это будет в современном исполнении - деревянные, но современные окна, канализация, отопление. Кстати, интересно, что уже в 1904 году (год постройки Пассажа) здесь было паровое отопление - труба возвышалась над зданием, как над ТЭЦ.
- Дом 3 раза переживал капремонт, но использовались старые материалы, - рассказал бизнесмен. - Крышу недоработали, в итоге ее тоже ремонтировали полвека назад. И она все время протекала. Гнилые балки в здании мы заменим на новые, металлические. На этих балках образовалась вредная плесень, которая разрастается в легких человека. Поэтому оставить старые балки мы никак не можем.
Кстати, прежние балки привозили из Марийской республики: одно огромное бревно везли два мула почти неделю. В доме таких балок - сотни, поэтому масштаб стройки говорит сам за себя.
Еще одна отличительная черта того времени - лошадиный волос, который прессовали, чтобы утеплять им здание.
А эти перила, как случайно выяснил лэндлорд, отливались на заводе в Подмосковье.
- Зашел в один торговый центр на окраине Москвы и увидел там такие же образцы, сразу подумал, что они украли их у Пассажа, а в итоге выяснилось, что завод старше Пассажа на 4 года, - улыбается бизнесмен. - Теперь закажем абсолютно такие же перила у них, это будет дань традициям.
Уже год рабочие вывозят мусор и ветошь, которые накопились здесь за целое столетие. Впереди еще лет пять реставрации - Камиль Шайдаров восстановит не только здание Пассажа, но и постройки двора, которые тоже представляют историческую ценность.
"Мы нашли подземную стену, о которой никто из современников не знал!"
Пассаж имеет дополнительные жилые корпуса во дворе, соединенные с основным зданием крытыми переходами. Однако многие эти постройки частично разрушены не только временем, но и прежним владельцем здания.
- Чтобы восстановить все как было, мы используем старинные кирпичи с территории: чистим их, и каменщик с ювелирной точноcтью подгоняет их в кладку с таким же "узором", - объяснил бизнесмен.
Одна стена "приросла" к так называемому "писательскому" дому, который построен по типу "коммуны" (для Казани это уникальный дом).
- Так вот, на клочке земли у этого стыка мы раскопали стену из белого камня, о которой никто до этого не знал! Здесь был проход на первый этаж Пассажа и лестница на второй, - объяснил бизнесмен. - Теперь нужно будет "отвоевать" в суде землю, которая исторически принадлежит Пассажу.
Восстановят и дом, в который купец Чернояров переселился через несколько лет после смерти сына. Оно находится рядом с Чернояровским Пассажем.
- Здание, как живой организм - за столетие оно просело, изменилось, и этот облик мы сохраним, - говорит бизнесмен. - Построить новое здание в разы дешевле и быстрее, а на реставрацию уходит много средств и тяжелого труда. Лет через 5-7 реставрация должна завершиться. А пока одна из главных задач осени - поменять трубы.
Все деловые новости города и истории успеха казанцев тут: vk.com/bizkazan