Аренадаторы требуют скидок
Отдельный блок на Рождественском саммите -2014, прошедшим в конце прошлой недели, был посвящен арендным ставкам, посещаемости и заполняемости торговых центров Казани.
Так, по словам Елены Стрюковой, представителя консалтинговой компании Cushman & Wakefield, доля вакантных (свободных) площадей в торговых центрах Казани сейчас на уровне 7%. При том, что нормой считается, когда свободно 0-5% площадей. «7 это близко к 5, близко к норме. В то же время по сравнению с прошлым годом объем вакансий вырос в 2,5 раза. Это уже тревожный сигнал», - констатировала Стрюкова.
В то же время докладчик отметила, что торговые операторы продолжают проявлять интерес к Казани, считая город перспективной для выхода. Правда, не всем новым игрокам удается достичь запланированной доходности.
Говоря о стоимости аренды, Стрюкова заявила, что номинальные ставки торговой недвижимости в Казани за год выросли на 13%. Но по факту - собственники дают скидки до 50% в срок с 3 до 6 месяцев. С этим согласился и присутствовавший в зале управляющий ТЦ «Миллениум Мебель» Дмитрий Шумбутов. Также Стрюкова, отвечая на вопрос из зала, заметила, что сейчас все чаще собственники торговых центров соглашаются подписывать с арендаторами договора аренды на условиях, что они будут платить определенный процент с оборота, а не фиксированную плату.
Иностранцы хотят в Россию
На фоне констатации снижения посещаемости торговых центров (также в качестве примера был приведен график с Макдоналдс, который демонстрировал, что россияне все реже посещают фаст-фуд) и падения ставок Раймонд Абу Фадель из американской компании AECOM выглядел оптимистом.
Он не увидел катастрофы в ослаблении рубля, заявив, что если мы живем в России, то и нужно использовать рубль.
- Мы уже в России пережили три кризиса, и ни разу не сокращали штаты. Что же касается падающих арендных ставок, то перед этим девелоперы 2 года получали большие прибыли. Считаю, что каждый кризис приводит бизнес в нормальное состояние. Инвесторы в России вкладываясь, рассчитывают окупить вложения через 5 лет. Посмотрите в США, там окупаемость ставиться через 20 лет, - заявил гость из Москвы.
Он в то же время заявил, что иностранный бизнес, несмотря на западные санкции стремится в Россию. Прежде всего, из высокой прибыльности. Он привел в пример встречу россиян с предпринимателями в Италии. Оказалось, что, несмотря на все риски, коррупцию, итальянский бизнес не стремится уходить из России из-за рентабельности в 40%. В то время как в Италии у них доходность на уровне 5-7%.
- После той встречи, итальянцы обступили спикера и тоже хотели узнать, как им можно начать работать в России. Они были готовы на доходность в 20%, - резюмировал на оптимистичной ноте Абу Фадель.