По мнению председателя комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, бывшего замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов отсутствие в "черном ящике" упавшего в Казани "Боинга" речевой капсулы - явление довольно странное, об этом он рассказал в интервью "Бизнес Online".
- Это явление нечастое. Я бы даже сказал, странное. Потому что самая распространенная неприятность, когда самописцы в результате большого, интенсивного пожара просто спекаются. Почему не сгорают? Потому что запись находится в противопожарной капсуле, но спекается от температуры, и ее невозможно расшифровать. Но вот так вот, чтобы вскрыли, а там кассеты нет — это что-то такое для меня, для профессионала, непонятное. Ведь самописец — это единственное место, где кроется объективная, без домыслов журналистов, информация происшествия, - рассказал Смирнов.
При этом он не исключил вероятность того, что кассета могла вылететь от сильного удара.
Странными Олег Смирнов назвал и действия экипажа, которые ничего не предпринимали в течении 20 секунд пикирования самолета.
- Но это на самом деле странно, почему экипаж, во-первых, допустил очень крутой набор высоты с углом в 25 градусов, что нестандартно. Во-вторых, почему он сначала предпринял меры, чтобы скорость не падала дальше, а потом, когда самолет перешел на снижение и она перестала падать, почему дальше ничего не делал? Почему он не выводил из этого пике самолет, остается загадкой. Только расшифровка средств объективного контроля может раскрыть эту тайну, - отметил эксперт.
Также Смирнов призвал людей не поддаваться аэрофобии.
— Не только можно, а нужно. Не поддавайтесь аэрофобии. Вообще нет ни одного вида деятельности, где бы не погиб хотя бы один человек. Да, в последние годы наша авиация выглядит очень блекло. Но для этого есть причины системного характера. Дело не в экипажах и не в личностях. Дело в неэффективной вертикали государственных органов регулирования, которые ни за что не несут ответственности, в том числе и за безопасность полетов. Они не занимаются развитием российской авиации.
Мы с вами перешли в новую эру — в эру тотальной эксплуатации западной техники и западных самолетов. При этом не было ни одного решения правительства, ни одной «дорожной карты», ни одного государственного документа о том, что в 2013 году мы будем летать только на западной технике. Но пошли поручения всем министерствам и ведомствам переучить экипажи и инженеров, перепрофилировать заводы для ремонта западной техники. Всем, кто обслуживает и кто летает, дали задание изучить английский язык, потому что техническая литература только на английском языке, и она запрещена к переводу. Ни одного предусматривающего все это документа не было — все состоялось по умолчанию. Вот это главная причина того, что мы опустились по безопасности полетов за последние три года до уровня Африки.
Мы единственная страна в мире, где и сертификацией, и расследованием летных происшествий занимается одна организация. То есть она расследует сама себя. Больше таких государств нет. Дело не в частностях, а в фундаментальных причинах, которые привели нашу гражданскую авиацию к такому печальному результату, - сказал Смирнов.
Напомним, что пассажирский Boeing 737 авиакомпании "Татарстан", летевший из Москвы, в воскресенье вечером разбился при посадке в аэропорту Казани. Авиакатастрофа унесла жизни шести членов экипажа и 44 пассажиров.