Если в 2012-м версию с «автоматом» выбрали 42,4% покупателей, то в 2013 году из 2,78 млн машин, пополнивших российский автопарк, 45,8% были оснащены АКП. Причинами этого называют непобедимые пробки, привычку водителей к комфорту, рост числа женщин за рулем, а также расширение предложения в сегменте недорогих моделей за счет версий с «автоматом».
По данным аналитического агентства «Автостат», автомобили с АКП в 2013 году пользовались большим спросом, чем в 2012-м, когда их доля в общих продажах на российском рынке составила 42,4%. Так, в 2013 году версию с «автоматом» выбрали 23% покупателей автомобилей класса B, тогда как в 2012-м – только 16,9%, класса C – 50,9% против 47,4% в 2012-м. Автомобили E- и F-классов на протяжении двух последних лет продаются в России исключительно с «автоматом».
В то же время продажи машин с двумя педалями несколько снизились в А-классе – 24,3% в 2013 году против 25,4% в 2012-м, в сегменте D – 80,7 против 81,5%, а также среди кроссоверов и вседорожников – 61,5 против 62,2% в 2012-м.
Алексей Гуляев, гендиректор «АвтоСпецЦентра Инфинити на Ленинградском», «АСЦ Шкода Химки» и «АСЦ Ситроен», поясняет ситуацию так: «Изначально автомобили А-класса пользовались популярностью у женщин, начинающих водителей и молодежи. Коробка-автомат была востребована ими в связи с удобством эксплуатации. Сейчас женщины и молодежь переключились на недорогие хэтчбеки В-класса».
Действительно, предложение автомобилей с АКП в В-классе расширяется. Помимо популярных Hyundai Solaris и Kia Rio с «автоматом» с середины 2012 года предлагается и лидирующая по продажам в России на протяжении полутора лет Lada Granta, сообщает zr.ru.
Между тем дешевые машины А-класса начали активно использовать в коммерческих целях, говорит Алексей Гуляев. Владельцы компаний, приобретая такие автомобили для курьеров, стараются сэкономить на коробке, комплектации, дополнительном оборудовании – не скупятся только на страховку.
Снижение спроса на автомобили класса D, оснащенные АКП, эксперт также объясняет коммерциализацией: по его словам, такие машины все чаще приобретают в автопарки и для частных водителей. Те же автовладельцы, кто предпочитает самостоятельно управлять премиальными моделями, выбирают Е-класс.
Автомобили некоторых марок, в том числе Lexus, Jaguar, Infiniti, Chrysler и Dodge, продаются в России исключительно на «автомате». Как объяснили «Известиям» в российском представительстве марки, на «Лексусы» с «механикой» нет спроса. «Для тех, кому важен функционал ручного переключения, на более высоких классом моделях предлагается автоматическая коробка передач с возможностью ручного переключения», – говорят в российском Lexus.
По всей видимости, ориентация на «автомат» сохранится у российских автомобилистов и в 2014 году.