Очередное глобальное изменение в автостраховании произошло в апреле этого года. С 12 числа введены новые базовые тарифы ОСАГО, а ранее, 1 апреля, в силу вступили новые региональные коэффициенты. Первой переменой в сфере страхования авто произошли с повышением цен на КАСКО. Мы попытались выяснить, как эти изменения повлияют на авторынок, на автолюбителей и даже узнали, как это отразиться на пешеходах.
Если раньше базовый тариф для легковых автомобилей составлял 2440–2574 рублей, то после 12 апреля он вырос до 3432-4118 рублей. То есть цена стала на 40-60% выше прежних. При этом у страховщиков есть возможность устанавливать базовый тариф изменяется в зависимости от региона. В некоторых регионах его сделали ниже, однако Казань попала в список регионов, где в основном страховщики установленустановили самый высокий коэффициентбазовый тариф – 4 118 рублей. — 2.0.
Помимо чуть ли не самой большой цены на ОСАГО по России, стоимость будет в разы выше для молодых и неопытных водителей. С апреля они стали платить на 800 рублей больше, чем раньше. Переплатят и те, чей автомобиль имеет небольшую мощность. Здесь разница между новой ценой и ценами до апреля будет примерно 400-500 рублей. Никаких изменений не почувствуют только автолюбители старше 22 лет и волители, давно сидящие за рулем.
При этом горожане отмечают, что подорожание ОСАГО стало дня них наиболее существенным.
- Раньше я платила 5000 рублей, и это меня устраивало, но 10300 рублей, на мой взгляд это «обдираловка», - рассказывает автолюбительница Динара Тагирова. - Повысили аж в 2 раза, и непонятно, за что? Очень тяжко стало. Я бы могла отказаться от КАСКО, но не от автомобиля, но пока приходится платить и за него, так как обязывает платить банк-кредитор.
Еще одним результатом повышения цен на тарифы станет то, что пострадают не только автолюбители, но и пешеходы. По словам Дмитрия Золотова, несмотря на то, что ставки для юридических лиц снизили, многие большегрузы работают в частных руках и перевозки дорожают.
Повышение цен против мошенников
Когда речь заходит о причинах повышения цен на тарифы ОСАГО, все хором начинают винить валютные скачки. Однако директор дирекции страхования автотранспорта и ОСАГО компании «НАСКО» Ринат Касимов рассказал, что это не единственная причина повышения цен и за всеми изменениями стоит масса составляющих.
- Вообще цена повысилась из-за совокупности факторов. Знаете, у нас теперь все оперируют законом «О защите прав потребителей», желая «приструнить» наглых страховщиков. А если сами не могут, то у них есть друзья, которые могут в этом помочь, - делится Ринат Касимов. - Автомошенники только и просыпаются с мыслью о том, как бы извлечь выгоду.
Особенно часто к таким действиям прибегают те, у кого возникли финансовые трудности или чья машина в кредите. Люди специально попадают в аварии и просто инсценируют их. Это один из факторов, по которому произошло повышение цен, но основное подорожание конечно связано с увеличением лимитов ответственности.
Специалист помимо всего прочего отметил тот факт, что теперь цена изменилась и в отношении износа автомобиля. То есть предельный размер износа по ОСАГО был снижен с 80% до 50%.
Что творится со страховыми компаниями сейчас?
Еще несколько месяцев назад страховым компаниям пророчили закрытия, сокращения и убытки. Однако пока массового ухода игроков с рынка не наблюдается. В основном ушли только федеральные игроки. Что не могло не отразиться на отрасли автострахования. Тут и там всплывает информация о различного рода обманах со стороны страховых компаний.
Ринат Касимов рассказал, почему в офисах компаний не хватает полисов и откуда берутся очереди.
- То, что в компаниях не хватает полисов — это реальность, это касается и очередей. Например, в Татарстане работало 100 страховых компаний. Когда ОСАГО стало невыгодно, многие филиалы федеральных компаний закрылись. При этом людей, которым нужна страховка, меньше не стало, наоборот, их становится все больше. А ведь страховые компании имеют ограниченное количество полисов и ограниченные физические ресурсы. Один опытный сотрудник за день может оформить максимум 20-25 договоров и это если нет никаких проблем с интернетом или базой данных АИС РСА.
Также представитель компании «НАСКО» рассказал, что получить дополнительные полисы страховые компании могут, но для этого необходимо внести гарантию в размере 2 тысячи рублей, что ложится тяжелым грузом на бюджет страховщика.
А вот представитель ФАР Дмитрий Золотов по-своему видит ситуацию на рынке страховых услуг.
- Им удобно навязывать дополнительные услуги, как бы они там не кричали о том, что ОСАГО убыточно. А между тем, эти компании выплачивают автовладельцам намного меньше, чем должны, а разницу складывают себе в карман. При этом отчитываться за эти деньги не хотят!
Однако Ринат Касимов попытался объяснить, что оперировать данными «валовых» показателей страховщика не корректно и навязывание дополнительных услуг не прихоть руководства страховых компаний, а самовольство агентов, которые за счет дополнительных услуг стараются заработать себе больше денег, с чем большинство страховщиков борются.
Кто проконтролирует «страховщиков»
Автолюбители Казани уверенны, что после повышения тарифов, уровень ответственности должен быть высоким не только со стороны водителей, но и со стороны самих страховых компаний.
- Для них нужно было предусмотреть более жестокие санкции за несвоевременные и заниженные выплаты, - предложил Дмитрий Золотов. - Скоро должны появится электронные полисы, которые так не хотят «страховщики», ведь тогда они не смогут навязывать дополнительные услуги и искусственно устраивать дефицит полисов на рынке.
На сегодняшний день бороться со страховыми компаниями гражданам приходится через суды. Сейчас в Казани ФАР помогает гражданам направить свои жалобы в Центробанк, который также регулирует деятельность страховщиков. Вы можете связаться с представителями ФАР в городе и отправить свою жалобу о неправомерных действиях компаний.
«Электронные полисы — это, безусловно, плохо для страховщиков»
С первого июля 2015 года автолюбители смогут оформить и оплатить полис ОСАГО не выходя из дома. Страховые компании по-прежнему будут оформлять бумажные полисы, а электронные будут работать параллельно. Если для владельцев авто это будет удобно, то страховщики опасаются нововведения. Страховые компании боятся, что это даст новую волну для обогащения мошенников.
- Электронные полисы — это, безусловно, плохо для страховщиков, - рассказал Ринат Касимов. - Сейчас у нас есть возможность осмотреть автомобиль, зафиксировать какие-то повреждения. При появлении электронных полисов, такой возможности не будет. Это даст свободу мошенникам, которые будут требовать деньги за те повреждения, которые были сделаны раньше.
Конечно, мы можем проводить экспертизу повреждений и отсеивать мошенников, но сами понимаете, какой объем экспертиз придется проводить. При этом на выплаты у нас есть всего 20 дней, то есть за эти дни должна проходить экспертиза и все остальные обязательные мероприятия. Так что в этой ситуации мошенники могут с большей легкостью наживаться на страховых компаниях.
Хорошо то, что те, кто не имеет опыта вождения и получает полис впервые не смогут получить электронный. Кстати, на электронные полисы тоже действует регламент, так что на них тоже возможет дефицит.