Мифы и легенды казанской "Автодории": что контролирует и игнорирует система на дорогах

30.03.2016, 09:57 , Служба новостей

“Автодория” - это разработанная казанскими специалистами система контроля скорости на дороге. Ее главное отличие - это определение нарушения скорости не точечно, а на определенном участке. Неважно, с какой скоростью вы проехали мимо камеры, важно то, за сколько времени вы доедете до следующего датчика. О секретах системы ProKazan.ru рассказал директор компании “Автодория” Антон Куховаренко.

- Два прибора устанавливаются на определенном участке, - говорит директор компании Антон Куховаренко. - Протяженность может быть разная, но не менее 250 метров. Проезжая мимо одного датчика, камера фиксирует время въезда автомобиля на определенный участок и время выезда на его окончании. Данные передаются в вычислительный центр, где будет рассчитана средняя скорость автомобиля.

Система контролирует не только соблюдение скоростного режима, но и нарушения, связанные с рядностью движения, такие как движение по автобусной полосе, движение по обочине и выезд на встречную полосу. В Казани действуют 10 зон контроля, которые работают на автобусную полосу. При этом камеры не могут заснять наличие ремня безопасности или зафиксировать нарушение пересечения двух сплошных.

- Система анализирует большие данные о транспортных потоках, а не выписывает штрафы по каждому пункту КоАП

Хитрость в том, что часто приборы составляют несколько зон контроля. Например, в Казани это воплощено на мосту “Миллениум”. Сначала там была зона контроля на подъезде к мосту, затем появилась на выезде с моста, а сейчас появилась и зона контроля на самом мосту.

- Мы видели, что сейчас на рынке появляется ряд приборов, которые на основании GPS-баз сообщают водителям о приближении к датчикам. Но на самом деле эти антирадары не могут дать информацию, является ли датчик зоной въезда на участок или выезда, а может одновременно он является концом одной и началом другой зоны.

Антон Куховаренко отметил, что система не имеет цели поймать нарушителя. Ее идеология в том, чтобы выработать у водителя новую поведенческую модель “Лучше нигде не нарушать”.

- Водители становятся дисциплинированнее. И это дает плоды, например, в Татарстане по данным ГИБДД на дороге рядом с населённым пунктом Сокуры (установлено ограничение скорости 40 км/ч - прим. автора) с внедрением системы количество аварий сократилось на 13%, а число ДТП со смертельным исходом упало на 51%. В Самарской области в зонах действия системы в 2015 году количество аварий с пострадавшими снизилось на 45%, погибших и вовсе нет.

Многие задаются вопросом, насколько законна такая система.

- С точки зрения физики мгновенная скорость - это не физическая величина, а автоматическая, - объясняет Антон Куховаренко. - Измерить мгновенную скорость невозможно. В любом случае вычисляется средняя величина, просто у системы Автодория участки от 250 метров и дальше. Стационарные приборы тоже измеряют среднюю скорость, правда они измеряют ее на участках в несколько десятков метров.

Кроме того, в законе указано, что водитель должен ехать с установленной на участке скоростью движения. Доказательством может служить показания приборов, работающие в автоматическом режиме - средства измерения утвержденного типа. Автодория же как раз является средством измерения скорости движения автомобиля утвержденного типа.

Приборы учета в Татарстане:

Болгар 2
Сабинский район, Сабы 2
Лаишево 2
Лаишевский район 3
Альметьевск 4
Арск 4
Чистопольский 4
Лениногорск 4
Бугульма 6
Зеленодольск 8
Чистополь 14
Зеленодольский 14
Трасса Р239 24
Нижнекамск 28
Набережные Челны 54
Трасса М7 58
Казань 119
Всего 350 приборов

Регионы, в которых внедрена система:
Республика Татарстан
Самарская область
Ульяновская область
Пензенская область
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Ингушетия
Калининградская область
Московская область

Пилотная версия системы установлена:
г. Москва
Республика Крым
Кировская область
г. Санкт-Петербург
Ленинградская область

Готовятся к внедрению
Свердловская область
Челябинская область
Курганская область