Казанцы уже неделю живут с платным центром города. С 1 апреля официально заработали муниципальные паркинги, и за их не оплату теперь приходят штрафы. За полтора месяца до этого мы проверяли, как идет подготвка к внедрению новой системы. Тогда нам пришлось помучиться прежде, чем припарковаться в центре. Чтобы проверить, как дела обстоят сейчас, мы снова отправились в рейд.
«Зеленые человечки» по-казански
Первое, что бросается в глаза на подъезде к паркингу — ребята в светло-зеленых жилетах. Казанские «вежливые люди» - это не охрана и не парковщики. Это волонтеры, которые рассказывают водителям, как оплачивать парковку.
Ребята молодые, в основном парни — студенты младших курсов вузов. Работают на общественных началах. На площади Свободы нас встречают Антон и Аркадий. У них есть даже форменные шапочки. Дело свое знают, сами подходят к задумчивым водителям, все показывают — парковочная элита! Как никак, возле Кабинета министров стоят.
Чем дальше от власти, тем волонтеры становятся менее разговорчивыми. На одной из парковок, узнав, что мы журналисты, молодые консультанты спрашивают, а не попадет ли им за разговоры с нами. Правда, консультируют тоже хорошо. На окраинных парковках вообще пацаны тушуются и стараются свое волонтерство никак не показывать: стоят в сторонке, жилетки не надевают - мнут в руках, ограничиваются раздачей буклетиков. Все знают, но ни в чем не признаются. Настоящие «зеленые человечки»!
В целом, волонтеры стоят не зря. Хотя все СМИ вот уже полгода трубят о платных паркигнах, многие казанцы мало что знают о том, как и где правильно парковаться. Первый же человек, с которым мы заговорили о платных парковках, не знал, что стоит на одной из них на площади Свободы и что платить теперь обязательно. Лейсан ждет мужа и караулит свой белый «Хендай», чтобы не эвакуировали.
- Так вас не эвакуируют, но штраф в 2500 тысячи придет, - расстраиваем девушку.
- А где можно бесплатно встать? Мы с мужем в поликлинику МВД приехали. А парковаться негде, только здесь, - рассказывает Лейсан.
Спасают «зеленые человечки», помогают оплатить смс-кой. Правда, их дежурство на парковках — мера временная. Как поясняет Данил Фомин, директор МБУ "Организатор городского парковочного пространства" ("ОГПП"), с вузами удалось договорится только на неделю. Мы застали волонтеров в последний рабочий день. Что будут казанцы делать без них, пока непонятно.
Почему опустели парковки?
На НКЦ «Казань» нас ожидает сюрприз.
Обычно до отказа забитая площадь практически полностью пуста. Зато на всех подъездах к ней - не протолкаться.
Такая же картина и на большинстве других парковок: они пусты.
Те несколько человек, которые продолжают парковаться здесь несмотря на нововведения, уверены, что плата за парковки - только во благо.
- Смотрите как стало легко парковаться, только вот неудобно, что нельзя наличными оплатить, - считает Лилия Николаевна.
Владельца «Порша Каейн», который скромно не назвал своего имени, тоже устраивает платная паковка. Правда, он уверен, что оплатить наличными все-таки можно тем самым «зеленым человечкам». Но то ли владелец «Порша» лукавит, то ли «зеленые» были не те. Волонтеры дружно отказываются от нашего предложения взять плату «наличкой». Да и в МБУ "Организатор городского парковочного пространства" («ОГПП») уже много раз отвечали, что вводить такой способ оплаты нецелесообразно. Хотя ждут многие.
Паркоматы нас не любят
За редакционную машину мы платим проверенным ранее способом — через приложение. Этот способ не только самый удобный (для тех, кто озаботился проблемой парковки до выезда из дома и зарегистрировался на сайте), но и самый экономичный. В любой момент можно прервать парковочную сессию, и деньги снимутся за фактическое время пребывания на паркинге.
Настроили организаторы и смс-оплату. По-прежнему, не особо удобно, но зато проходит.
Решаемся на новый тест паркоматов, да не абы как, а с помощью транспортной карты. Способ ввели в всего за день до этого.
Здесь тоже дали возможность для экономии. Теперь с помощью паркомата можно оплатить даже 15 минут парковки, а не только час, как говорилось изначально. Транспортную карту, в отличие от банковской, вставлять в аппарат не нужно. Легким движением руки вы проводите картой возле индикаторов.
Если не получилось, то другой стороной.
Как и в прошлый раз, знакомство с паркоматом не задается. Тот же эффект и на двух других парковках. Волонтеры говорят, что именно сегодня произошел сбой, и паркоматы не работают, но техники уже решают проблему.
Правда, в «ОГПП» информация другая:
- В настоящее время у нас в штатном режиме работает служба мониторинга, - рассказывает директор муниципальной компании-организатора парковок Данил Фомин. - Если происходит сбой в работе системы, мы сразу о нем узнаем и исправляем. 7 апреля информации о сбоях не было.
Проблемы с оплатой Данил Фомин объясняет простым неумением пользоваться техникой. Например, в случае с транспортной картой, ее нужно держать возле индикаторов в течение 3 секунд, а не проводить "легким движением", как советуют волонтеры. По его словам, за первый день работы с транспортными картами с помощью них прошло больше 20 оплат. Справедливости ради нужно отметить, что после наших жалоб инженеры "ОГПП" проверили все уронившие честь мундира паркоматы и ошибок в их работе не обнаружили.
Ловля паркона «на живца»
С 1 апреля должны были заработать и автомобили с парконами, фиксирующими факт парковки. Очень уж хочется посмотреть на этих красавцев. В Москве их боевой раскрас видно издалека. Паркуемся и устраиваем на них фотоохоту. Спустя минут пятнадцать становится ясно, что затея пустая. Опять же все разъясняют волонтеры:
- В Казани это обычные «гражданские» машины. Вы их не отличите от других. Только если приглядеться, у них через заднее стекло камеру видно.
Хитрые «инвалиды»
В довершение всего нашу засаду довольно легко раскрывают.
- А вы сфотографировали красную машину?- Кричит нам еще издали проходящая мимо женщина.
Она принимает нас за операторов того самого паркона, на который мы сами охотимся. Как оказывается, Эльвира Альбертовна — ветеран боевых действий. Парковка для нее должна быть бесплатной. Однако ей еще нужно предоставить документы подтверждающие право на льготы. А пока придется парковаться на общих основаниях.
Это же правило распространяется и на инвалидов первой и второй группы. Вопрос с инвалидами третьей группы пока «завис».
Впрочем, многие хитрецы, слышавшие, что для инвалидов предусмотрены бесплатные парковочные места, пытаются этим пользоваться. На время стоянки они ставят на стекло инвалидный знак. Но, как объясняют нам волонтеры, эта хитрость не сработает без предоставления документов. Паркон фиксирует только номер машины без учета инвалидного знака.
Платная и бесплатная парковка — найди десять отличий
На Черном озере сталкиваемся с еще одной нерешенной проблемой: границы парковки.
Слева платная парковка, справа — бесплатная. Визуально различий нет, как в старом анекдоте про туалет в пустыне: отличие одно - в цене. При этом на бесплатной даже есть тепленькое местечко. Если б не «зеленые человечки» - платить бы нам опять.
А вот здесь, где дорога заканчивается совсем, тоже бесплатная парковка. Но знают об этом опять же только волонтеры.
Вообще у водителей к обустройству парковок вопросов много. Разметки на большинстве мест нет. Поэтому паркуются казанцы как хотят.
При этом сами волонтеры говорят, что если парковаться, например, "елочкой", как на следующей парковке, то могут и эвакуировать, несмотря на оплату.
- У меня «Газель» четырехметровая. Как ее тут поставить? - Жалуется казанец Александр, — и цены нужно регулировать, если здесь место «не живое», значит здесь нужно стоимость снижать.
В буклете, который ему вручили, к сожалению, про то, как парковаться, ничего не говорится.
Как оказалось, работы по разметке запланированы на ближайшее время.
- Контракт заключен до 30 апреля , - поясняет Данил Фомин, - работы по нанесению разметки хотим провести сразу, как только станет сухо.
Сугробов, как месяц назад, на паркингах, конечно, нет, но грязи хватает. Ситуацию исправляют народными способами. Вот так, например, благими намерениями и кирпичом вымостили дорогу к паркомату на Черном озере.
В общем, несмотря на все старания властей города и организаторов парковок, муниципальные паркинги пока оставляют больше вопросов, чем ответов. Систему оплаты освоили только самые продвинутые казанцы. Что делать остальным без помощи пусть даже малоопытных волонтерев? На сколько будут востребованы паркинги при такой цене? Наконец, чем отличается платный паркинг от бесплатного места на обочине? Видимо, через пару месяцев ProKazan.ru отправится в новый рейд по центру Казани.