ГИБДД по Татарстану сегодня распространило статистику по детской смертности на дорогах за 2012 году. За два месяца текущего года на территории Республики Татарстан было совершено 55 дорожно-транспортных происшествий с участием детей: один ребенок погиб, 63 – получили различные травмы. Особое беспокойство продолжает вызывать ситуация с травматизмом детей-пассажиров. В январе и феврале произошло 23 ДТП, в результате которых 31 ребенок, перевозившийся в салоне автомобиля, получил травмы.
В первый день марта произошло девятнадцать ДТП, в результате которых четыре человека погибли и двадцать четыре получили травмы различной степени тяжести. Двое из погибших – дети 8 и 11 лет.
Причинами трагедий, как отмечают в ведомстве, стали грубые нарушения правил дорожного движения водителями автомобилей – превышение безопасной скорости в сложных дорожно-метеорологических условиях и перевозка детей без использования детских удерживающих устройств.
1 марта на 146 километре автодороги Казань – Оренбург водитель автомобиля "Дэу Нексия", не справившись с управлением в условиях сильного снегопада, выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, где совершил столкновение с автобусом. Восьмилетний пассажир легкового автомобиля погиб на месте происшествия. Травмы различной степени тяжести получили водитель и два пассажира, девяти и восьми лет. Ни одного детского удерживающего устройства в автомобиле не было.
Спустя несколько часов по похожему сценарию разыгралась трагедия в Азнакаевском районе. На первом километре автодороги Азнакаево – Актюба водитель автомобиля ВАЗ-2109, превысив безопасную скорость, не справился с управлением, выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, и совершил столкновение с автомобилем "Киа". Одиннадцатилетний пассажир "девятки" от полученных в ДТП травм скончался в карете скорой помощи. Водитель и восьмилетняя пассажирка "девятки" с различными травмами были доставлены в ЦРБ. Автомобиль не был оборудован детскими удерживающими устройствами.
Водителям следует помнить, что при ударе автомобиля о препятствие на скорости 50 км/ч вес пассажира увеличивается в 30 раз. Малыш весом в 10 килограмм в момент удара весит 300 килограмм, и удержать его в руках невозможно. Кроме того, нередки случаи, когда во время ДТП взрослые давят ребенка собственным телом.
По данным Всемирной организации здравоохранения использование детских удерживающих устройств позволяет снизить смертность в ДТП среди детей на 54%, риск получения травм – на 76%, тяжелых травм – на 92%.
Зарубежный опыт профилактики детского дорожно-транспортного травматизма говорит о том, что безопасности детей-пассажиров во всем мире придают особое значение.
Например, в Канаде при отсутствии специальной люльки для новорожденных детей невозможно забрать малыша из родильного дома. При аренде автомобиля в Финляндии родители обязаны предоставить полную информацию о возрасте, весе, росте и телосложении своего ребенка для максимально точного подбора детского кресла. В Австралии при перевозке детей во избежание получения ими травм должны быть надежно закреплены не только сами маленькие пассажиры, но и все предметы, перевозимые в салоне автомобиля.
За перевозку детей без использования детского удерживающего устройства в Германии предусмотрен штраф в размере 40 евро, а в Англии он уже может составлять от 30 до 500 фунтов.
В соответствии с требованиями пункта 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств. За нарушение этого требования частью 1 статьи 12.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Выявление нарушений данной категории является приоритетным для подразделений Госавтоинспекции МВД по РТ. Только в прошлом году было выявлено почти 75 тысяч таких нарушений (в 2010 году – 65 тысяч). В текущем году было выявлено уже более 10 тысяч нарушений.
Госавтоинспекция призывает водителей со всей серьезностью отнестись к безопасности собственных детей. Сэкономленные на покупке детского удерживающего устройства деньги не вернут к жизни ребенка, павшего жертвой беспечности взрослых.