18 марта стало известно о том, что Chevrolet и Opel уходят из России. По данным Известий, причина ухода связана с низким уровнем локализации, из-за которого компания не могла не поднимать цену на конечный товар с высокой валютной составляющей.
- Сейчас мы подошли к такому моменту: либо мы массированно инвестируем в дальнейшую локализацию, либо мы сворачиваемся. Но, к сожалению, время для инвестиций совпало со сложной ситуацией на автомобильном рынке России. В результате было принято решение об уходе, - пояснил директор по связям с общественностью GM Россия и СНГ Сергей Лепнухов.
Также от южнокорейского автопроизводителя SsangYong пришли не очень радостные вести. Компания обявила о том, что поставки машин в Россию приостановлены с января 2015 года из-за падения курса рубля. Более того, в сообщении компании говорится, что она не намерена возобновлять экспорт до укрепления российской валюты.
Что говорят дилеры и эксперты об уходе Chevrolet и Opel из России?
Портал ProKazan.ru связался с представителями официальных дилеров Chevrolet и Opel в Казани, чтобы узнать, как они думают по поводу ухода этих марок с российского рынка.
- Мы так же, как и все остальные дилеры узнали об этом из новостей. Сейчас мы продолжаем работать в штатном режиме, - сообщил представитель "Барс Авто" Марат Замалутдинов. - До конца 2015 года дилер намерен продавать автомобили и в ближайшие 8-10 лет будет сохранять за собой все обязательства.
Также Марат Замалутдинов сообщил порталу ProKazan.ru о распродаже остатков автомобилей Opel и Chevrolet и назвал размер скидок на эти машины.
- Скидки будут различаться в зависимости от моделей, - сказал Замалутдинов. - Их размер составит от 160 до 800 тысяч рублей.
Портал ProKazan.ru пообщался с редактором журнала "АвтоБизнесРевю" Сергеем Барановым. Он также прокомментировал сложившуюся ситуацию.
- Решение General Motors однозначно негативно отразится на автомобильной отрасли. Еще три года назад концерн занимал на российском рынке почти 10%. Как минимум за последние пять лет в России было продано 1,1 млн автомобилей Шевроле и Опель. Кроме того, компания инвестировала в локальное производство. Ее решение свернуть бизнес не только говорит о кризисе на рынке, но и служит тревожным сигналом для всех других производителей, - сообщил Сергей Баранов.
Есть ли причины для ухода Opel и Chevrolet?
Для ухода этих автомобилей с рынка есть объективные причины. К примеру, только в феврале продажи Opel и Chevrolet упали на 86% и 74% соответственно, что в принципе ставит продукцию в число лидеров антирейтинга по уровню спада продаж.
- В 2014 году продажи концерна падали сильнее, чем рынок в целом, но даже по его итогам доля GM превышала 7,6%. Соответственно, с уходом компании освободится достаточная большая ниша. И этим непременно воспользуются конкуренты, чтобы привлечь дополнительных клиентов и улучшить свои показатели продаж. - прокомментировал главный редактор журнала "АвтоБизнесРевю".
Также казанцы заметили, что автомобили Opel и Chevrolet подорожали намного сильнее, чем японские или европейские авто.
Какие марки автомобилей смогут стать равноценной заменой?
Когда Шевроле и Опель окончательно уйдут с российского рынка, покупателю придется выбирать другие модели из схожего сегмента. Эксперты рассказали, на какие именно автомобили казанцы "променяют" уходящие модели.
- Если Chevrolet и Opel уйдут с рынка, то покупатели сделают выбор в пользу корейских марок автомобилей. Возрастет популярность KIA, Hyundai и Renault, - сообщил руководитель отдела продаж КАН-Авто Искандер Тухватуллин.
По словам представителя "Барс-Авто", на смену ушедшим моделям придут "корейцы" и часть "японцев". Также он прокомментировал прекращение поставок автомобиля Ssang Yong.
- Это вообще не сделает погоды, так как Ssang Yong не настолько серьезный игрок. У этой компании не было больших амбиций на российском рынке, - подытожил Марат Замалутдинов.
Редактор журнала "АвтоБизнесРевю" Сергей Баранов также высказал мнение о том, какие автомобили придут на смену Opel и Chevrolet.
- Основными соперниками Chevrolet и Opel можно считать корейские бренды - KIA и Hyundai, а также европейские Volkswagen и ŠKODA. Уверен, что в первую очередь прежние клиенты GM обратят внимание на эти бренды. В бюджетной нише от ухода Chevrolet также выиграют Datsun, Nissan (в плане продаж Nissan Almera), Renault, отчасти "Лада" и китайские марки, - прокомментировал Сергей Баранов. - Тем, кто приобрел автомобили Chevrolet и Opel в последние годы, не стоит волноваться. Компания сохранит сервисное обслуживание и гарантийную поддержку в полном объеме. Дилерская сеть GM однозначно сократится, но это не вызовет проблем с обслуживанием.
Сможет ли отечественный автопром выиграть от ситуации?
По словам Сергея Баранова, сейчас российский авторынок испытывает достаточно серьезное падение. В феврале оно достигло 38%. Основные негативные факторы - рост цен на автомобили, повышение ставок по автокредитам и общая нестабильность в экономике, из-за чего россияне отказываются от крупных покупок.
На фоне сложившейся ситуации возникает логичный вопрос: "Сможет ли отечественный автопром "сыграть" на уходе Chevrolet и Opel из России?" Эксперт высказал свое мнение на этот счет.
- Из всей модельной линейки GM конкуренцию вазовской продукции составлял только Chevrolet Cobalt. Но продажи этого седана были не очень высокими - 15-18 тысяч в год. АвтоВАЗ в месяц продает гораздо больше. Поэтому выигрыш будет лишь косвенным, - прокомментировал Сергей Баранов. - Но в любом случае часть клиентов, которые прежде рассматривали покупку бюджетных моделей Chevrolet, наверняка сейчас обратят внимание на "Ладу". Особенно с учетом грядущего появления новой модели "Веста". Chevrolet Niva по-прежнему остается на рынке, поэтому в сегменте бюджетных внедорожников ситуация не изменится.
Как изменились цены по сравнению с прошлым годом?
По сравнению с прошлым годом, цены на автомобили успели заметно подрасти. Значительно подорожали "американцы".
- Действительно рост цен по всем брендам американских концернов оказался выше, чем в среднем по рынку. Это связано прежде всего с внутренней стратегией компаний: они не готовы терять прибыль ради сохранения объема продаж или доли рынка в России, - прокомментировал редактор журнала "АвтоБизнесРевю".
Кроме того, по его словам, в случае с GM играл роль тот факт, что уровень локализации в нашей стране у концерна был не очень высок.
- Зависимость от импорта сохранялась достаточно сильной. Не исключаю, что мог иметь значение и политический фактор, ведь основной пакет акций GM принадлежит государству, - подытожил Сергей Баранов.
Общую динамику изменений цен можно наблюдать в данной таблице.
Что происходит с премиум-классом?
Сейчас спрос на автомобили премиум-класса тоже снижается, но не так сильно, как на масс-сегмент. Если за два месяца 2015 года рынок в целом сократился на 32%, то премиум-сегмент - лишь на 6%.
- Некоторые представительские марки по-прежнему демонстрируют рост (например, Мерседес-Бенц, БМВ, Лексус, Порше). Мы видим повторение ситуации 2009 года: тогда тоже спрос в бюджетном и среднем ценовом сегментах упала очень серьезно, а в премиальном - почти не изменился. Увы, расслоение общества в России велико, и на уровне дохода некоторых категорий кризис практически не сказывается, - прокомментировал Сергей Баранов.