Автосоветы ProKazan.ru: правила этикета на дорогах

16.01.2012, 13:31 , Служба новостей

Негласные правила общения на дороге не прописаны ни в одном учебнике по вождению и о них редко рассказывают в автошколе, хотя эта информацию очень пригодилась бы начинающим водителям. О правилах дорожного этикета можно узнать от опытных автолюбителей, самому понять на практике или же прочитать о них в этом материале.

Самый распространенный сигнал у казанских водителей - сигнал аварийными лампами. Основное его назначение – показать, что вы вынужденно остановились из-за поломки. Но сейчас этот сигнал чаще используется в качестве благодарности. Если вас пропустили или уступили дорогу, обязательно посигнальте "аварийкой" или поочередно правым и левым "поворотником". Кстати, этот же сигнал можно использовать в качестве извинения, например, когда вы помешали кому-то при перестроении.

Что же касается специальных сигналов "поворотниками", то включение правого "поворотника" дает понять обгоняющему водителю, что ты видишь его маневр, и не будешь препятствовать обгону. В Европе включением левого "поворотника" просят: "Уступи дорогу". Если у впереди идущей фуры непрерывно работает левый "поворотник", водитель этого транспортного средства предупреждает: "Не обгоняй!". Как только загорится правый "поворотник" можно смело обгонять.

Еще один характерный дорожный жест - моргание дальним светом. Эта традиция появилась еще во времена Советского Союза. Так водители предупреждали друг друга о том, что впереди их ждет засада сотрудников ГАИ. И стражам правопорядка оставалось лишь смириться с такой солидарностью водителей. Законом такие действия не запрещались. Сейчас этот сигнал используется и для просьбы к водителю попутного транспорта уступить дорогу. Чтобы предупредить о засаде обычно используют два коротких сигнала дальним светом фар, если же вам интенсивно "моргают" сзади, то это значит, что вас просят уступить дорогу. Только учтите, что сигналить дальним в темное время суток - строго запрещено. Таким образом вы только навредите другим участникам движения.

В некоторых ситуациях не обойтись без языка жестов. Пустить в ход руки можно, если, к примеру, отказались работать "поворотники". Вытянутая в сторону левая рука означает, что водитель намерен двигаться влево или совершить разворот. Соответствующая "функция" и у правой руки. В случае отсутствия или неисправности сигналов торможения сигнал подается левой или правой рукой, поднятой вверх.

В современных тяжелых городских условиях язык жестов используется для благодарности. Чтобы сказать вежливому водителю "спасибо", достаточно поднять ладонь или кивнуть головой, подкрепив благодарность сигналами "аварийки".

Напоследок рассмотрим несколько распространенных знаков с просьбой помочь. Они относятся к жестам водителей, чаще всего стоящих на обочине дороги. Если человек держит в руке трос - значит, он просит взять его на буксир. Канистра в руке или рядом - необходимо топливо. Колесо, домкрат, балонный ключ - просьба помочь с колесами. А если человек поднял руки вверх и скрестил их буквой Х - ему необходима медицинская помощь.

К сожалению, в Казани автомобильный этикет знаком не всем участникам дорожного движения. Но стоит запомнить хотя бы одну вещь: вежливый водитель - это, прежде всего, тот, кто не нарушает ПДД, а его действия понятны и ясны.

- На занятиях мы не так много внимания уделяем дорожному этикету, - рассказал преподаватель одной из казанских автошкол Эдуард Салимгараев. - Но кое-как советы даем. Это, прежде всего, "правило трех "Д" - дай дорогу дураку. Если автомобиль резко перестраивается, издает звуковые сигналы и подрезает - значит, за рулем "Шумахер". К сожалению, их в Казани хватает. Поэтому лучшее средство от неприятностей - держаться от дураков подальше.