Выбирая автомобиль, мы сначала решаем, с каким он будет двигателем - бензиновым или дизельным. И если с дизелем все понятно - на наших заправках существует только один вид топлива, то с бензином все немного сложнее.
На татарстанских заправках есть как минимум три марки бензина - 92-й, 95-й и 98-й. Они указывают на октановое число. Можно ли менять одно топливо на другое и смешивать их?
К автомобилю всегда прилагается инструкция - именно там указано то октановое число, которое подходит к двигателю машины. К сожалению, автолюбители редко заглядывают в эту толстую книжку и предпочитают использовать другие марки - с более высоким или более низким октановым числом.
Закономерен вопрос: можно ли пренебречь инструкцией производителя и покупать не рекомендованный ими бензин, а другой - более дешевый или дорогой.
Можно ли мешать 92-й и 95-й?
- Мешать топливо - 92-й, 95-й и 98-й, в принципе, не рекомендуется, - говорит инженер по гарантии Рамиль Ахметъяров. - Вообще лучше ездить на том топливе, которое рекомендует завод-изготовитель. И если рекомендуют к эксплуатации 92-й, а заправили 98-м, то сгорание внутри двигателя происходит быстрее, что приводит к дополнительной нагрузке на цилиндрово-поршневую группу и опережению зажигания топлива. При длительной эксплуатации на этом топливе двигатель может преждевременно выйти из строя.
Чаще всего владельцы пытаются экономить и используют бензин с более низким октановым числом. Они предпочитают потерять в мощности, но выиграть в деньгах. Только путь этот очень рискованный.
- Если заливать бензин с более низким октановым числом, то это вызывает дополнительную нагрузку на двигатель, его преждевременным износ, - объясняет менеджер автосалона Владимир Корнеев. - Конечно, из-за этого автомобиль может быть снят с гарантии.
Качество бензина в Татарстане остается высоким
Между тем, качество бензина в Татарстане, по данным ГБУ "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ", остается на стабильно высоком уровне. Так, если в 2005 году 22,7% реализуемого топлива не соответствовало стандартам качества, то последние четыре года данный показатель не превышает 3,7%.
- К нам обращаются граждане с жалобами на качество топлива. Мы отрабатываем звонки: берем пробы на АЗС, делаем анализы. Но зачастую жалобы не подтверждаются, - рассказал руководитель организации Робет Гилязиев. - В 2011 году из 71 обращения лишь в пяти случаях было обнаружено некачественное топливо.
Чтобы обезопасить себя от заправки некачественным топливом, рекомендуется требовать на АЗС паспорт качества бензина. Если паспорт не дают или его вообще нет, то, как минимум, эту станцию следует объезжать стороной. Как максимум - позвонить на "горячую линию" по вопросам качества бензина: 295-26-57.
Если бензин дешевле, чем у всех
Еще один момент, который должен насторожить - низкая стоимость бензина. Если крупные АЗС еще могут позволить себе снизить цену на копейку-другую, то у частников такой возможности почти нет.
- Если стоимость резко отличается у индивидуальных предпринимателей, то надо задуматься, - продолжил Роберт Гилязиев. - Рекомендовать, где лучше заправляться, я не могу, но приведу статистику: в ходе последней проверки из 405 проб, взятых на частных АЗС, 22 показали несоответствие качеству. А, к примеру, на АЗС "Татнефти", "Лукойла" и "ТАИФ" не было выявлено ни одного нарушения.
Были случаи, когда под видом 95-го в Татарстане реализовывали бензин 92-й марки, но чаще всего, по слова Гилязиева, на АЗС "путают" водителей с евро.
- Водители зачастую не имеют понятия, что такое стандарт евро, и заправщики пользуются этим. Обозначают значком евро бензин, который не соответствуют нормам, и ставят завышенную цену, - объяснил он.
Как влияет плохой бензин на автомобиль
Выявить некачественное топливо в баке можно по поведению автомобиля.
- Хорошее ли топливо залито, будет видно по тому, как машина запускается при холодном и теплом двигателе, - поведал Андрей Макаров, начальник отдела обеспечения рационального использования и качества нефти и нефтепродуктов. - За это отвечает фракционный состав бензина. Если он плохой, то машина будет "чихать", дергаться и глохнуть. Еще есть показатель серы - если ее много, то на свечах образуется нагар.
Что говорят казанцы о местных АЗС?
plastilinko
- Заправился сейчас на "Татнефтепродукте" на Гаврилова. Стою на светофоре, смотрю холостые выросли до 1000 и тахометр заиграл! Говорили мне не заправляться на ТНП! А пришлось потому, что "Карсар" на Адоратского закрыт был, а стрелка уже лежала.
Scooter
- Я на своей особо не чувствую разницы между 92-м от "Лукойла" и 95-м от "Татнефти".
Но батя, когда пару раз катался, говорил, что на 95-м прет гораздо лучше... Заливал лукойловский 95-й - расход не снизился, причем не заметил, чтоб стал еще лучше. Поэтому не парюсь и лью 92-й.
Gena_ru
- Я пробовал лукойловский 92-й, в итоге расход по городу 13 литров был, а так постоянно заправляюсь на "Гефесте", расход выходит где-то 11 литров.
Lars
- Уже не первый раз слышу от тех, кто заправляется на "Лукойле", что расход выше становится. Хотя некоторые отмечают улучшение динамики. Вот думаю, тоже что ли попробовать "Лукойл" залить на Космонавтов. Мимо проезжаю и вижу, что машин постоянно там полно, значит неспроста все это.
SaVaGe
- Заливаю только 92-ЭКТО на "Лукойле". После татнефтепродуктовского 92-го двигатель стал работать заметно ровнее, особенно чувствуется, когда заводишься в морозы!
Beta
- В мануале написано лить 95-й. Последние три недели лью его, до этого 92-й. Заметил, что при одинаковом пробеге 92-го бензина мне хватало на 7 дней, а 95-го - на 9. Причем замерял по штатной бортухе остаток бензина, а не приблизительно.
Sergeigsa
- В 95-м присадок больше, чем в 92-м. Отсюда вывод - чем меньше присадок, тем лучше для двигателя (топливной системе). Если, конечно, вам нравится переплачивать за 95-й, флаг вам в руки.
Итак, если до проверенной заправки вам не хватило бензина, то воспользоваться неизвестной АЗС можно. Но делать это лучше в самых крайних случаях и лишь для того, чтобы доехать до проверенной заправки.