Автоистория Казани: падающие столбы сто лет назад и первые водительские права

16.08.2013, 09:11 , Рамиль Гареев

Как бы мы наших дорожников не хаяли, а столбы падали всегда. Вот вам и доказательство:

"Позавчера в Казани упавший фонарный столб едва не убил человека. 23 (10) июля 1912 года в Адмиралтейской слободе на Московской улице фонарщик Хайбуллин намеревался зажечь лампочку на фонарном столбе № 1697, что напротив дома Боброва. Едва только он добрался по лестнице до фонаря, полусгнивший столб закачался и вместе с Хайбуллиным обрушился на проезжавшего крестьянина. Крестьянин, к счастью, успел отскочить, а вот Хайбуллин, оседлавший падающий столб, получил сильные ушибы обеих ног. И этот случай с фонарным столбом в Казани не единичный. Во избежание подобных несчастий, не мешало бы произвести надлежащий осмотр всех уличных фонарей в Казани"

Современные столбы чтут свои традиции и продолжают "радовать" горожан и по сей день. Лишь за последний год можно насчитать десяток случаев, когда эти конструкции не выдерживали и падали. Несколько случаев довольно серьезно перекрыли движение в городе. Особенно запомнились упавшие столбы на улице Ершова, когда под ним оказалось сразу три машины, и на Ленинской дамбе, когда столб упал в день открытия после реконструкции.

Сто лет назад в Казани, как несложно догадаться, не было автобусов или трамваев. Поэтом движение даже между районами было крайне затруднено, и люди не очень хотели ездить далеко. В то же время начали появляться первопроходцы в транспортном сообщении:

"Со вчерашнего дня в Казани между Кизической слободой и городом было открыто сообщение на дилижансах. Из конца в конец ходят два дилижанса, принадлежащие г-же Мельниковой. На каждом дилижансе по 8 мест. За проезд в один конец взимается плата в 5 копеек. Городская остановка дилижансов устроена под Ивановской горой"

Сведений про то, как управляли этими дилижансами нет, но можно предположить, что они не отказывались от гонок друг с другом, как это любят делать водители современных красных автобусов.

Водительских прав тоже не было, хотя некое подобие автомобилей начинали появляться в городе. Именно в то время было принято решение хоть как-то упорядочить процесс допуска людей к вождению транспортным средством:

"В Казани городская управа решила упорядочить автомобильное движение. С этой целью городской инженер А.А. Иванов представил в управу проект обязательного постановления об автомобилях. К движению по улицам будут допускаться только такие автомобили, которые пройдут осмотр и испытания особой комиссии и будут признаны безопасными для движения. К управлению автомобилями должны допускаться лишь лица, получившие от управы разрешение после надлежащих испытаний. В числе требований, предъявляемых к автомобилям, имеются и такие, чтобы автомобиль не производил "чрезмерного" шума, не распространял дыма "в значительном количестве", не пользовался сигнальным рожком "сирена", а также не пугал лошадей. Лицам, управляющим автомобилями, вменяется в обязанность при проезде в черте города не допускать скорости движения более 20 верст в час, а по улицам Большой Проломной и Воскресенской — более 12 верст в час. Кроме того, автомобили облагаются налогом в пользу города в размере 1 рубля 50 копеек в год за каждую моторную силу для частных автомобилей и по 3 рубля за каждую силу с автомобилей, работающих с коммерческой целью. От этого сбора освобождаются лишь автомобили казенные и временно прибывшие"

Налоги, технический осмотр транспортных средств, водительские удостоверение - все это пошло еще с тех самых пор. Сейчас мы воспринимаем это как обыденность, сложно этим кого-то удивить. Но представляю, какое недоумевание и недовольство возникло у современников того времени.

Если у вас есть интересные новости про то, что случилось в автомобильной истории Казани, тогда присылайте ваши истории на почтовый ящик - gareev_ramil@mail.ru

Подписывайтесь на нашу группу в социальных сетях и будьте в курсе всех автоновостей Казани!