Прокурор Татарстана о проверках предпринимателей, росте цен и неубранных улицах

В начале пресс-конференции прокурор РТ Илдус Нафиков заявил, что ведомство — самое востребованное населением. Так, в минувшем году прокуратура получила 80 тысяч обращений от граждан, большинство из них связаны с защитой прав. Среди самых «популярных» обращений также стали
жалобы на действия правоохранительных органов и должностных лиц — их стало в 10 раз больше. При этом в прокуратуру стали обращаться чаще, чем в суды.

- Какую проблему Вы бы назвали сейчас особенно острой?

- Сегодня на первый план выступают вопросы в сфере экономики. Прокуроры своими действиями не должны мешать развитию экономики и не мешать всем контролирующим государственным органам. Ключевая задача - это защита и свобода предпринимательской деятельности. Когда возникает сложная ситуация, всегда возникает соблазн у государства ограничить в правах предпринимателей и усилить государственное вмешательство. Иногда люди на первом плане видят то, что близко и видно, например, если не хватает налогов, надо собирать деньги в казну. Налоги это, конечно, очень важно, но вторично — это яйцо, а курица — это экономика. Не надо забывать, что есть производительная сила, которую нужно всегда поддерживать. Совместить эти задачи сложно. Прокуроры здесь должны быть особенно бдительными и не срубить тот сук, на котором находится государство.

- Много ли стало случаев мошенничества в экономической сфере?

- Люди, которые делают такие вещи, они эксплуатируют желание людей заработать. Здесь всегда сложно ограничить мошенническое поведение от просто не просчитанной предпринимательской деятельности. Мошенничество — это когда человек заранее знает, когда людей обманет и заберет их деньги, а не продуманное поведение — когда человек хотел организовать какую-то структуру, заработать деньги и вернуть инвестиции с процентами, но что-то пошло не так. Люди должны чувствовать ответственность и осознавать, куда класть деньги. Когда слишком соблазнительное предложение — это всегда опасность. Когда речь идет об обманутых дольщиках: люди называют себя обманутыми дольщиками, но они не обманутые дольщики. Когда ты вкладываешь в долевое строительство — ты строишься, если по другим правилам — ты инвестор.

- Завершилась ли служебная проверка в отношении Салахутдинова?

- Ситуация была неоднозначная. Трудно было дать оценку на тот период, потому что он принимал активное участие в проверке рынка «Привоз», и начали мы ее не случайно. Там, по оперативным данным спецслужб была подпитка организованной преступности и были выявлены многочисленные нарушения. Собственник оболгал нашего сотрудника. Нельзя исключить согласованный сговор. Салахутдинов все отрицал и заявил, что не хочет тень на прокуратуру бросать и написал заявление об уходе. Следственный орган не усмотрел состава преступления в его действиях и принял решение, что он не подлежит привлечению к уголовной ответственности. В отношении руководителей муниципального предприятия дело направлено в суд. Я осторожно к этой ситуации отношусь.

- Второй год прокуратура снижает количество плановых проверок малого бизнеса. Но число внеплановых из года в года растет. Какая-то будет работа по их предотвращению и насколько должно сократиться их количество?

- Еще Черчилль говорил, что есть ложь, есть страшная ложь, а есть статистика. Любая статистика — это ложь. Если мы приносим ее в алгоритм наших действий, можем ошибиться. Большинство внеплановых проверок проводятся в силу постановления правительства, например, перед Новым годом пожароопасные места или другим событиям. Там не требуется согласование с органами прокуратуры, либо проверка контрольного предписания. Когда приходят на согласование в прокуратуру, мы уже смотрим основание. Если есть жалоба, которая свидетельствует угрозе жизни и здоровью людей, мы просто не можем отказать.

- На прошлой неделе благодаря Тетюшской прокуратуре в городе навели порядок и ликвидировали гололед. Надо активизировать казанскую и зеленодольскую прокуратуру. Только с Вашей помощью город можно привести в порядок!

- 3-4 назад эта проблема проявилась, когда всю Казань занесло снегом. Тогда предпринимались меры, была введена современная техника и отработан технологический процесс был отработан. К процессу активно подключилась и прокуратура, было где-то даже непонимание. Мы за несколько лет уже привыкли, что дороги чистые. Надо добиваться результата. Во многих местах обледенение, надо кардинально добиваться ответственности.

- Сейчас проходят проверки магазинов. Народ интересует, когда будет результат . Будет ли понижение цен после этого? Как только начались проверки, из некоторых магазинов исчезли сахар и крупы.

- Прокурорской проверкой снизить цену невозможно, но остановить нежелательно развития событий — по силам. То, что на цену влияет, чисто с экономической составляющей, недобросовестное поведение товаропроизводителей и продавцов, когда между ними на рынке существует сговор. Можно, просто сговорившись, создать монопольное положение искусственно взвинтить цены и получить взаимную прибыль, цена тоже может расти. Здесь прокуратура может повлиять, потому что здесь составляющая цены — нарушение закона. По какому пути пойдет наша экономическая политика, не ясно. А то, что исчезли сахар и гречка после прокурорских проверок, надо эти вещи тоже проверять, значит, это попытка придержать товар, чтобы потом продать. Это неграмотная политика этих продавцов, потому что умнейшие менеджеры, наоборот, в период кризиса старались быстрее продать товар. Хуже наращивать объемы и ожидать повышения цены, легче продать по дешевой цене, даже себе в убыток, но в объеме сделать это дело.

- Могут ли трагические события во Франции повторится в Татарстане?

Такой остроты, как это было допущено во Франции, в Казани, по крайней мере, нет. Татарстан особый регион, где тысячелетиями жили люди самых разных наций и конфессий, и выработана культура межнационального общения. У нас в российском законодательстве есть много механизмов, которые не дают задеть чувства религиозные и национальные. Да, свобода слова есть, но есть ответственность, когда нарушаешь не только права человека, а права общности и других людей. В Европе, к сожалению, можете наблюдать кризис ценностей. Права человека это хорошо, но их она стала доводить до абсурда, даже те извечные ценности, которые были в человеческом обществе, даже ценности, которые воспроизводят человеческий род и жизнь. Мы не должны допустить, что произошло. У нас созданы более эффективные механизмы для предотвращения подобных явлений. Есть другие группы экстремистские, на которые надо обращать внимание — это неонацистские или псведорелигиозные деструктивные секты, от которых идет разложение ценностей, которые поддерживаются системой религий и традиции нашего рода.