"Казань-Сити" - неосуществленный проект или план застройки побережья Казанки?

О новой концепции застройки прибрежной зоны Казанки было объявлено на прошлой неделе в ходе пресс-конференции. Стало известно, что появится новый генеральный план города.

Но для начала небольшой экскурс в историю казанского бизнес-строительства.Советские градостроительные решения не предполагали строительства бизнес-центров - при командно-административной экономики в них просто не было необходимости. Поэтому первыми бизнес-центрами Казани становились бывшие административные здания, заводоуправления (и даже цеха). Специализированные здания начали строить лишь в начале 2000-х годов, но появлялись они в самых разных местах - как правило, просто там, где была какая-никакая инфраструктура и свободное место.

Поэтому бизнес-центры и не имели какого-то конкретно места сосредоточения, но стремились к историческому центру Казани. Город попал в классическую ловушку - хаотично застроенный бизнес-центрами вокруг исторического "ядра "город" вскоре парализовало в пробках - офисные работники и бизнесмены, в массе своей имеющие автомобили, также превратили многие улицы исторического центра Казани в настоящие автостоянки (о парковках строители многих бизнес-центров заранее не озаботились).

Многие российские города (Екатеринбург, Челябинск, Москва и т. д.) нашли выход из этой ситуации взяв на вооружение опыт Западной Европы и США и начали создавать специальные офисные районы - "сити". Причем в Москве проект оказался самым масштабным и амбициозным - застройка сити небоскребами оказалась дорогим решением, но позволило сделать район компактным. Нельзя сказать, что оно строилось на пустом месте - кварталы вокруг также застроены офисными зданиями.

Подобный проект появился и в Казани, приблизительно в 2006-2007 годах и предполагал застройку к 2012-2015 годам правого берега Казанки и дополнительный намыв островов. Но этим планам помешал финансовый кризис.

Но что же предполагает новый проект генерального плана застройки акватории Казанки?.

Парки, набережные и отели

Новый генеральный план изменился очень сильно.

Так, старый план предполагал уменьшить ширину акватории Казанки почти в два раза, засыпав ее со стороны Ново-Савиновскго района (правого берега). также должны были быть созданы насыпные острова и "каналы" между ними. Но для сохранения исторического вида Казанки было решено перестать засыпать реку, - поясняет Евгений Евсеев, руководитель научно-производственной лаборатории "Татинвестгражданпроект". - Было решено отказаться и от многочисленной высотной застройки берега реки и наконец-то создать полноценную набережную на обоих берегах Казанки.

По словам Евсеева, новая набережная будет выполнена в едином стиле, а на правом берегу появиться огромный парк.

- Вся прибрежная зона правого берега будет поделена на три участка. Первый, от 3-й транспортной дамбы до моста Миллениум, застраивается спортивными объектами. 2-й участок от Миллениума до Ленинской дамбы - парками, также появится 200 метровый небоскреб и медиацентр. На третьем участке от Кировской дамбы вплоть до Адмиралтейской слободы появиться набережная, а также появятся новые парки, - продолжает Евгений. - По схожему сценарию будет застраиваться и правый берег Казанки. Разница в том, что кроме общественных сооружений там могут появиться и офисные и гостиничные комплексы.

Количество этажей в новых зданиях в среднем составит около 20, но жестких ограничений этажности не будет. И хотя новая концепция, по словам создателей, готова еще всего примерно на 50% процентов, она скорее всего, не предполагает постройки офисного сити в Казани.

Мурат Ахмеров, заместитель генерального директора УК "АС Менеджмент"

- Задумка создания альтернативы деловому центру Казани за Ленинской дамбой со всей инфраструктурой, парковками, банками, ресторанами, рекреационными зонами, подъездными путями по примеру проекта ММДЦ "Москва-Сити", в целом, хорошая и имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Однако для реализации подобного проекта потребуется колоссальные объемы инвестиций и мощнейший административный ресурс. Построенные жилые комплексы при разумной цене будут распроданы в короткие сроки времени. С офисами будет чуть посложнее – большие объемы введенных офисных площадей могут несколько просадить рынок. Строительство торгового центра, думаю, лишено особого смысла. Проект строительства большого многофункционального концертно-выставочного комплекса типа "Крокус Экспо" и "Крокус Сити Холл" предпочтительнее. Вообще политика децентрализации – вынос объектов коммерческого назначения за пределы центрального района – общемировая тенденция. Мы также шли по этому пути развития, поэтому наши объекты, торговые и офисные центры, расположены сеткой по большинству динамично развивающихся районов города.

Марк Емельянов, архитектурное бюро "49":

Новый проект фактически ничего не оставил от старого. Назвать это "сити" - сложно. С другой стороны отказ от насыпных островов стало хорошим шагом - да, береговая линия стала не такой интересной, зато проект наверняка стал дешевле для инвесторов в разы.

Высотная застройка неплохо вписалась бы вписалась а архитектуру правого берега Казанки, но явно бы дисгармонировала с левым берегом.

Перспективный для строительства бизнес-кварталов выглядит район грузового речного порта - есть территории, которые можно освободить, но там не очень хорошо с инфраструктурой.

По-моему мнению, Сити можно разместить компактно на части территории Адмиралтейской Слободы - берег Волги практически не застроен, места много. Или и вовсе вынести за границы основной городской застройки, куда-нибудь между РКБ и аэропортом, об этом в последнее время часто говорят.