Искажение и задержка речевого развития. О чем сигнализирует проблемы с речью у детей

Как сообщает Минздрав РФ, за последние 5 лет выявляемость расстройств аутического спектра (РАС) выросла более, чем в 2,5 раза. Рост данного показателя непосредственно связан с увеличением количества специалистов в области диагностики РАС.

Как определить наличие психических расстройств у ребенка и помочь ему преодолеть их, расскажет специалист нейрологопедического центра "Я говорю" Дарья Витальевна.

— Дарья Витальевна, добрый день! Расскажите, пожалуйста, что сподвигло вас к созданию нейрологопедического центра "Я говорю"?

— Всегда на такие вещи сподвигают дети! В моём случае собственные дети.

Когда у двух моих дочерей появилось незначительное нарушение развития, я начала изучать природу данного явления, чтобы понять, почему это происходит. Затем, набравшись знаний, стала уже самостоятельно заниматься со своими детьми.

Когда девочки подросли, я начала работать в реабилитации с грубыми речевыми и поведенческими патологиями. Поработав там, я не только узнала все преимущества, но и подметила ряд недостатков реабилитационных систем.

Было решено - у меня будет свой центр! И вот уже 3 года существует нейрологопедический центр "Я говорю", который посетили уже более тысячи воспитанников.

— Ваш центр работает только с детьми?

— У нас нет акцента только на детей. К нам также обращаются подростки, и даже пациенты после инсульта (дети привозят своих родителей на восстановление речи). Поэтому мы работаем с людьми любого возраста.

— Каким деткам вы сможете помочь?

— Детям с диагнозом аутизм, деткам с грубой патологией, например, ДЦП, умственная отсталость и ранняя детская шизофрения.

К каждому ребёнку мы находим индивидуальный подход, составляем коррекционный и педагогический маршрут в зависимости от того уровня развития на котором находится ребенок.

— Есть ли "точка невозврата" - возраст, после которого шанс исправить речь стремится к нулю?

— Этот вопрос очень часто возникает у родителей. Некоторые учёные утверждают, что это возраст 12-ти лет, однако на практике это не совсем так.

До 12 лет исправить нарушения проще, чем в более старшем возрасте. Поэтому так важно наблюдать за развитием ребёнка, и при необходимости своевременно обратиться к специалисту.

Так, у меня есть пример из практики - девушка 19 лет с диагнозом ДЦП. И вот только недавно она стала уверенно ходить и пытаться что-то произнести, представляете? Это доказывает, что точки невозврата нет. Если есть желание - почти всё под силу.

— Существуют ли отличительные признаки, заметив которые стоит сразу обратиться к вам?

— Да, есть несколько симптомов. Если мы говорим о речевых нарушениях взрослых, то чаще всего это нарушения произношения, либо восстановление речи после инсульта.

Если говорить о детках, то это задержка речевого развития, нарушение произношения, нарушение социально-поведенческих навыков, нарушение сенсорной интеграции, когда ребёнок не может адекватно воспринять такие стимулы, как цвет, вкус, запах, прикосновение и т.д. Всё это сигнализирует родителям - пора обратиться за помощью к специалисту.

Также есть нормы развития детей. Например, в год ребёнок уже должен говорить. Не потому, что этого хочет логопед или невролог, а потому, что физически и интеллектуально у него для этой задачи все сформировано. Помимо этого есть и другие нормы:

  • Годовалый ребёнок способен произнести около 10 звуков - мяу, гав, мама, папа, дай и т.д.
  • В 2 года ребенок произносит уже фразы - "мама дай пить", "папа идём гулять" - это будет не так чётко сказано, но это должно быть.
  • К 3 годам формируется почти взрослая речь с развёрнутыми предложениями - ребёнок способен объяснять различные явления, рассказывает стихи, пересказывает сказки.
  • Полностью все звуки должны быть к 5 с половиной годам.

— Правда ли, что проблемы с речью могут возникнуть вследствие шока/стресса? (Заикание от испуга, к примеру)

— Да, такое может быть. Испуг может послужить катализатором как к заиканию, так и к замыканию в себе (вследствие чего ребёнок отказывается говорить).

— Чем нейропсихолог отличается от логопеда? В каком случае стоит обращаться к тому или иному специалисту?

— Логопед - тот, кто занимается речью. Он решает ряд речевых проблем, например, заикание, неправильное произношение звуков, также работает с неговорящими детками, помогая запустить речь.

Нейропсихолог занимается развитием высших психических функций - восприятие, внимание, память, мышление, а развитие речи становится следствием основной работы нейропсихолога с ребенком. Также он поможет развить усидчивость и подготовить ребенка к обучению в школу.

— Из каких занятий состоит курс посещения вашего центра?

— Нейропсихолог и логопед подбирают упражнения индивидуально каждому ребёнку. Курс длится 3-4 месяца с регулярными занятиями. Когда этот срок проходит, мы приостанавливаем обучение и наблюдаем, как адаптируется ребёнок, справляется ли он с различными задачами без подсказок и без регулярных тренировок.

— Благодарю за интервью! Ваш труд вызывает уважение у многих.

— Мы рады помогать и маленьким, и взрослым на пути к лучшей жизни.

Нейрологопедический центр "Я говорю" находится по адресу: г. Казань, Баруди, 16

Запись на занятия осуществляется на сайте

nlc-yagovoryu.ru

или по телефонам:

+78432033108

+79178995681