Вдова композитора "17 мгновений весны" считает постановку на ЧМ в Казани "пошловатой"

Вдова композитора Микаэла Таривердиева направила претензию организаторам Чемпионата мира в Казани за использование музыки ее мужа во время соревнований.

В письме, которое подготовила Вера Таривердиева, говорится, что музыка из кинофильма "Семнадцать мгновений весны" была использована, изменена и протранслирована в номере микст-дуэта синхронистов Александра Мальцева и Дарины Валитовой без согласования с правообладателями, пишут "Известия".

Тиканье часов и взрывы снарядов

По словам организаторов ЧМ, они согласовали использование музыки с Российским авторским обществом (РАО). Однако адвокаты Таривердиевой утверждают, что этот вопрос не находился в компетенции РАО, поскольку наследники композитора передали в организацию только часть прав на использование музыки.

По словам юристов, вдова композитора имеет шансы получить компенсацию, поскольку на ЧМ мелодия была сильно изменена - поверх включили голос советского диктора Юрия Левитана, добавили тиканье часов и взрывы снарядов. Сумма компенсации Таривердиевой может составить до 5 млн рублей.

- С таким грубым нарушением авторских прав я сталкиваюсь впервые, - призналась вдова композитора. - Музыка Микаэла Таривердиева используется на разного рода спортивных мероприятиях довольно часто. Например, она звучала на открытии Олимпийских игр.

Однако, по словам Таривердиевой, организаторы всегда обращались к ней и ее юристу и обговаривали условия, на которых будет использоваться музыка.

- Удивительно, что организаторы Чемпионата мира, зная, что произведение будет транслироваться на весь мир, да еще в столь неожиданном виде, не уведомили об этом правообладателя, - сказала она.

"Я не хочу обсуждать трусы..."

Напомним, номер микст-дуэта Валитовой и Мальцева сразу же вызвал споры. В частности, внимание общественности привлек вызывающий купальник Мальцева, стилизованный под гимнастерку. По мнению Таривердиевой, постановка на музыку из фильма "Семнадцать мгновений весны" выглядела "пошловатой".

- Я не хочу обсуждать трусы, в которых выступал синхронист, но то, что я увидела, - позволяет задуматься над вопросами возмещения материального ущерба, - сказала она.

Тем не менее, организатор ЧМ отметил, что использовал фонограмму на законных основаниях.

- АНО "Исполнительная дирекция спортивных проектов" заключила договор на использование музыкальных произведений, включенных в репертуар Российского авторского общества, - говорится в сообщении организации.

Эту информацию подтвердили и в Российском авторском обществе, отметив, что именно РАО предоставило право использовать музыку Таривердиева организаторам ЧМ. При этом в авторском обществе сообщили, что организация "соберет вознаграждение и выплатит его правообладателям".

"То, что произошло на ЧМ, - нарушает смежные права правообладателей"

Однако, по словам Веры Таривердиевой, она не передавала в Российское авторское общество смежных прав на использование музыки.

По словам специалиста по авторскому праву Павла Суркова, "одно дело, когда мы слышим пьесу в кинофильме или кто-то исполнил песню на музыку Таривердиева, и совсем другое, когда музыку используют и перерабатывают для других целей".

- То, что произошло на ЧМ, - нарушает смежные права правообладателей. В частности, имеют место два нарушения. Первое - это то, что сделали новый номер с другим визуальным рядом без согласия правообладателей. И второе - переработанный вариант публично оттранслировали, - сказал юрист.

По его словам, у Российского авторского общества должно быть разрешение на то, что автор отдал ему регулирование смежных прав. А если правообладатель не предоставлял организации таких прав, то претензия Таривердиевой является обоснованной.

Справка

Микаэл Таривердиев - советский и российский композитор. Написал музыку к 132 кинофильмам, ряду спектаклей, более 100 песням и романсам, 4 балетам, 4 операм, камерным вокальным циклам, симфонии, 3 концертам для органа, 2 концертам для скрипки с оркестрам и концерту для альта и струнного оркестра.

Наибольную известность Таривердиеву принесла музыка к кинофильмам. Прежде всего это "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы, или С легким паром!" и другие картины.